СОХРАНИМ ТО, ЧТО ИМЕЕМ…Склонимся на счастье солнечным кругом… (из священного гимна белого шамана)   

СОХРАНИМ ТО, ЧТО ИМЕЕМ…Склонимся на счастье солнечным кругом… (из священного гимна белого шамана)   

 

В век интенсивной глобализации, социально-экономических вызовов, потрясений и агрессивного наступления массовой культуры культурное наследие народов Якутии оказалось в реальной опасности исчезновения и утраты традиционных черт, нивелирования национальных особенностей. Время остро ставит вопрос об интеграции культурного наследия в современную культурную систему и в профессиональное искусство. В данное время прослеживается нивелирование национальных особенностей, происходит заметная утрата самобытности культуры народов Якутии.  Этому способствуют унификация культурных норм и способов видения мира. Это настораживает. Культура и искусство являются ведущими идентификаторами национального самосознания. Из истории мы все знаем, что во время различных реформ на лету исчезали культурные учреждения, которые были призваны формировать духовное общество. Тем самым был нанесен урон не только творческому, но и духовному состоянию общества.  Сохранение культурного наследия должно стать приоритетной задачей. Необходимы взвешенность и, самое главное, понимание сущности и специфики национальной культуры и искусства якутов.

В условиях глобализации как никогда необходима популяризация культурного наследия народов России. Трансляция наследия народов в культурное пространство мира является актуальной задачей народов нашей страны. Не зря говорят, что культура и искусство являются  народной дипломатией, цель которой улучшение имиджа нашей страны, республики. Культура и искусство устанавливали мосты между народами особенно во времена конфронтации и противостояния стран. С испокон веков искусство сближает народы, способствует взаимопониманию людей всего мира. Возрождение, постижение, освоение и развитие традиционной культуры, по сути, является восстановлением традиционных духовных ценностей, глубинной системы народных знаний.

Национальный театр танца РС(Я) является носителем и транслятором народного песенного и танцевального творчества. Театр носит имя заслуженного деятеля искусств ЯАССР, заслуженного работника культуры РСФСР, члена Союза писателей СССР, уникального, талантливого представителя народа саха С.А.Зверева-Кыыл Уола, чей универсальный талант получил широкое признание еще в советское время. С.А. Звереву-Кыыл Уола не удалось, по многим обстоятельствам, получить стандартное образование в нашем понимании. Но он уникум. Его образование — это бесценный опыт общения с талантливыми носителями и знатоками традиционной культуры своего народа – сказителями, певцами, носителями обрядовой культуры. С.А. Зверев прошел настоящую школу жизни.  Сергей Афанасьевич запевала – импровизатор, сказитель эпоса, поэт, философ, писатель, драматург, основоположник якутского сценического танца. Сергей Зверев самородок из самой гущи народной, обладающий талантом режиссера, балетмейстера, автора уникальной методики обучения народному искусству. В нем было сосредоточено множество природных способностей и творческих возможностей, которыми щедро одарила  Зверева суровая северная природа.

Национальный театр танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола является единственным театром, который на профессиональном уровне развивает якутскую народную хореографию и народное музыкальное искусство.

Творческая деятельность театра насчитывает сорок лет. Это немалый срок деятельности большого творческого коллектива. Миссия театра танца – сохранение и развитие, адаптация традиционных форм культуры в современность. В течение сорока лет театр танца внес большой вклад в сохранение танцевальной и национальной музыкальной культуры коренных народов, проживающих на территории Якутии. Театр многого достиг в интеграции традиционных форм культуры в мировое культурное пространство. Театр танца поднял якутский танец и национальную музыку до профессионального уровня. Профессионализация видов народного творчества это принципиально новый шаг в сторону развития. Благодаря многолетней творческой деятельности театра танца мы сегодня имеем более 40 развернутых хореографических спектаклей, основанных на фольклорном наследии коренных народов Якутии, которые были высоко оценены  театральными критиками, деятелями культуры и искусства во многих странах мира. За эти годы якутские композиторы и музыканты  написали 17 крупномасштабных этапных хореографических спектаклей, для оркестра национальных инструментов, что способствовало развитию национальной музыки.

Театр танца целенаправленно развивает и успешно адаптирует на сцене национальный танцевальный, музыкальный фольклор народов Якутии. Тем самым удовлетворяет возросший интерес к фольклору особенно молодежи и подрастающего поколения. Это показатель. Безусловно, это результат многолетнего труда танцевального коллектива под руководством директора театра засл. работника культуры РФ и РС(Я) А. И. Алексеева, одного их первых профессиональных балетмейстеров Якутии народного артиста РС(Я), засл. деятеля искусств РФ Г.С. Баишева, художественного руководителя театра засл. работника культуры РС(Я) С.П. Бессоновой, главного дирижера оркестра национальных инструментов, засл. деятеля искусств РС(Я) Н.П. Петрова, дирижера оркестра отл.культуры РС(Я) А.Н.Ивановой, руководителя ансамбля традиционной музыки «Кыл Саха» засл. артистки РС(Я) А.И.Томской, талантливого мастера-изготовителя национальных инструментов Р.П.Габышева, балетмейстеров – засл. работника культуры РС(Я) Ю.М.  Федорова, засл. работника культуры РС(Я) Л.С.Антипиной, засл. артистки РС(Я) Д.Ч. Федотовой, зав. лит. частью засл. работника культуры РС(Я) В.Н. Черноградской, главного художника, засл. деятеля искусств РС(Я) Е.Е. Шапошниковой, зав. постановочной частью, засл. работника культуры РС(Я) Л.А. Аркадьевой, молодых артистов и многих других специалистов Национального театра танца РС(Я).

Театр танца бережно сохраняет творческое наследие С.А. Зверева. По мотивам произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола поставлены четыре крупномасштабных хореографических спектакля. Это спектакли «Оhуор Туос» (Берестяночка) В. Зырянова, «Куллустай Бэргэн» И.Воробьева, «Оргуhуохтаах кыыс» (Девушка с коромыслом) и «Хара саhыл» (Черная лиса) Н. Михеева. Этапными в творчестве театра танца являются хореографические спектакли якутских композиторов «Уруу» (Земное родство) А. Самойлова, «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа) В. Ксенофонтова, «Атыыр мунха» (Большая рыбалка) Н. Берестова, «Ярхадана» З. Степанова, которые вызвали неподдельный интерес зрителей. Театр танца  устанавливает и поддерживает связь с народными талантами, населением улусов республики. Коллектив не оторван от народных истоков, той почвы, которая взрастила народное художественное творчество. Четыре знаковых спектакля театра это сотворчество с признанным знатоком фольклорных традиций и режиссером  А.С.Федоровым.

Театр танца является единственным профессиональным коллективом, который активно разрабатывает тему якутского эпоса олонхо на языке якутского танца. В этом проявляется концептуальный подход Национального театра к фольклорному наследию и устному народному творчеству народов Якутии. Впервые в нашей республике на языке танца, в форме крупномасштабных спектаклей,  разрабатываются и воплощаются на сцене эпические идеи, сюжеты, образы. На просторах России театр танца приобрел бесценный опыт разработки эпических идей, сюжетов эпического наследия коренных народов в хореографическом искусстве. Заслуга театра танца состоит  в том, что он расширяет диапазон воздействия на зрителя, не только в форме устного народного творчества, но и в виде форм современных сценических хореографических интерпретаций сюжета эпоса олонхо. Безусловно, таким образом, театр танца расширяет рамки восприятия эпоса. Это новый подход к эпосу  – олонхо в сценическом искусстве, когда на сцене воплощаются пластически – танцевальные, визуальные образы эпоса. Мы все понимаем то, что в наше время особенно популярны визуальные формы творчества, будь – то кино, театрализованные представления и хореографические спектакли, и представления. Это тренд времени.

В других национальных республиках до сих пор так активно и с большим энтузиазмом, как в нашей республике, не осуществляются постановки по мотивам архаичного эпоса языком народной хореографии. Такой подход является принципиально важным в творчестве национального театра танца. Это крупномасштабная хореографическая трилогия «Бэрт Хара» в хореографической версии Г. Баишева, состоящий из трех частей- «Айыы аймаҕа» (Срединный мир) на муз. Н. Петрова, «Үөhэ дойду дохсуннара» (Воители верхнего мира) на муз. В. Ксенофонтова, «Үөдэн тугэҕэ» (Нижний мир) на муз. П. Ивановой; хореографическая версия Ю.Федорова спектакля «Куллустай Бэргэн» на муз. И. Воробьева. Надо отметить то, что практически все спектакли театра танца выстраиваются на философии и концепции трехчастного мира и эпической образности. Основополагающая трехчастная концепция мира задействована и в образном мире якутской народной хореографии.

Это космологическая концепция трех миров, соединенных между собой основана на вере взаимосвязи трех миров. Трехчастная концепция мира охватывает весь духовный мир якутов. Космогонические представления имеют фундаментальное значение в культурном наследии народа и как следствие в современном театральном искусстве. В перспективе это та почва, на которой будут разрабатываться сюжеты и образы театрального искусства в целом. И в целом образность визуальных видов искусств.

Театр танца уже много лет успешно расширяет сферу культурного влияния на мир. Театр многократный лауреат международных фольклорных фестивалей, выступает на престижных сценах, успешно представляет оригинальные, сценические интерпретации традиционных танцев народов Якутии. Это спектакли и танцы Г.С. Баишева, М.Я. Жорницкой, А.Г. Лукиной, С.П. Бессоновой, Ю.М. Федорова, А. А.Соловьева, Д.Ч.Федотовой, И.А.Егоровой и др. В  художественных произведениях и музыкальных, и хореографических театр танца продвигает традиционные ценности культурного наследия коренных народов Якутии с акцентом на фундаментальную концепцию трехчастного мира, являющейся стержнем и остовом духовной культуры якутов. Танцевально-пластические эпические образы значительно расширяют и углубляют грани эпоса визуальным и музыкальным содержанием.

Национальный театр РС(Я) был создан 13 октября 1980 года как Государственный ансамбль танца Якутии. Указом Президента РС (Я) М.Е. Николаева 17 ноября 1992 года был реорганизован в Национальный театр танца РС (Я). В те сложные перестроечные годы это стало прорывом в утверждении и упрочении национальной культуры. Поддержка Национального театра танца способствовала его признанию на международном уровне. В 2005 году указом Президента РС (Я) В.А. Штырова театру было присвоено имя С.А. Зверева – Кыыл Уола, что означало ответственность Национального театра танца перед народом по сохранению, возрождению и развитию фольклорного наследия и традиционных ценностей коренных народов нашей республики.

С тех пор театр поставил немало спектаклей, основанных на произведениях С.А. Зверева. В этом плане осуществляется преемственность поколений. В 1993 году большим достижением стало создание при театре танца оркестра национальных инструментов, что способствовало развитию национальной музыки и национальных инструментов. Руководителем оркестра со дня его основания является засл.деят.иск.РС(Я) Н.П. Петров. Таким образом, продолжились поиски национальных форм музыки. Оркестр продолжает деятельность энтузиастов, основателей народного оркестра Горного улуса Марии и Василия Мохначевских, которые впервые в республике инициировали создание национального оркестра.

За последние годы большую популярность в республике и за ее пределами, признание специалистов получил ансамбль якутской музыки «Кыл Саха», созданный при театре танца в 2014году. Ансамбль возрождает изготовление и исполнительство древнего якутского инструмента «кылыhах – кырыымпа». Этот инструмент  изготавливается  из конских волос с применением традиционных способов. Национальный инструмент из конского волоса  это плод многолетних исканий аутентичного, самобытного звука. Мастер-изготовитель, импровизатор – исполнитель Руслан Габышев воссоздал архаичный, этнический звукоидеал якутов. Ансамбль «Кыл Саха» в 2017 году стал лауреатом этномузыкальной премии «Премия мира», а в 2020 году стал обладателем Гран-при Всероссийского конкурса «Палитра талантов».  Ансамбль  «Кыл саха» еще один из перспективных направлений в деятельности Национального театра танца РС(Я).

Творчество театра танца не стоит на месте. Активно идет работа по поиску новых идей и замыслов, новых форм, новых выразительных средств хореографии. На наш взгляд, театр танца в последние годы продемонстрировал новый, ранее не прослеживаемый подход к танцевальному творчеству. Можно сказать, что театр танца выходит на новый уровень. Театр танца смело идет на эксперименты и поиски новой пластики, основанной на традиционной хореографии. Культурным событием республики в последние годы стали постановки концептуальных крупномасштабных хореографических спектаклей. Среди них этнобалет «Дети Белого Солнца» на музыку Рашида Калимуллина, в хореографии Георгия Ковтуна. Впервые в театральном искусстве Якутии была отражена тема заселения якутами долины реки Лены. Зрителям была представлена интересная авторская версия глобальной темы – драма переселения якутов на Север. Это смело, интересно с точки зрения музыки, режиссерского и хореографического решения, сценического оформления, творческого подхода, образных трактовок, хореографического языка. «Дети Белого Солнца» — знаковый спектакль для народа саха не только потому, что он создан видными деятелями искусства страны и талантливым молодым коллективом театра, а в первую очередь потому, что идея и сюжет произведения отражает самый драматичный, трагический период в истории народа саха, его прибытие на Среднюю Лену. Спектакль многомерный, многозначный, отличается грандиозностью, масштабностью. Поэтическим языком музыки, танца, пения спектакль приподнимает завесу драматических событий переселения народа.

Интересной хореографической интерпретацией стал балет «Киhи» (Человек) в постановке молодого хореографа засл.артистки РС(Я) И.А.Егоровой. Это современная интерпретация идей и образов эпоса олонхо в хореографическом спектакле. В этноабалете «Киhи» сюжет и либретто были определены законами мифоритуального сценария и соответствовали мифическим парадигмам. Актуальность темы вызвана возросшим интересом к мифологическим образам как образам, концентрирующим в себе квинтэссенцию национального самосознания.

Хореографический спектакль «Хара саhыл» по мотивам драмы С.А. Зверева впервые поставлен в форме киноверсии режиссером Костасом Марсааном. Ранее театры Якутии представляли свои спектакли в форме видеосъемки, но это другое направление. Концепция киноверсии, кинофильма хореографического спектакля в республике осуществлена впервые. Это принципиально новый подход к творчеству театра танца. Хореография спектакля, поставленная Светланой Бессоновой оригинальна и самобытна. В 2021 году фильм-спектакль «Хара саhыл» стал обладателем номинации «Лучший спектакль года» по итогам XI Республиканского театрального конкурса «Желанный берег»-2021. Вышеназванные спектакли являются концептуальными спектаклями театра танца. В них прослеживается новый подход  по использованию  смыслов  и  идей традиционных представлений, найдены интересные находки в этнической пластике, спектакль гармонично сочетает традиционное и современное. Радует поиск новых сюжетов, мотивов, основанных на эпических произведениях, сочетание традиционной пластики якутского танца с современными формами танца. В спектаклях раскрываются философские темы преображения человека, противостояния добра и зла, которые созвучны проблемам современного мира. Надо отметить  то, что состав театра танца состоит из молодых, талантливых артистов. Уровень исполнительского искусства и актерское мастерство артистов с каждым годом повышается.

Огромный пласт работы и творческих поисков Национального театра стоит перед опасностью нивелирования и утраты самостоятельного статуса, в связи с запланированным слиянием АУ «Национальный театр танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола» с АУ «Государственный театр эстрады РС(Я) им. Ю.Е. Платонова». Этого нельзя допустить. Театр танца является единственным учреждением в нашей республике, которое развивает традиционную танцевальную и музыкальную культуры якутов и коренных народов Якутии, успешно  интегрирует ее в профессиональное искусство, продолжая искать и находить современные формы воплощения культурного наследия коренных народов в сценическом искусстве. Театр в течение 40 лет накопил большой багаж, приобрел бесценный опыт в постановке крупномасштабных художественных произведений, создал богатый и содержательный репертуар, отражающий уникальность, самобытность и неповторимость жанров народного художественного творчества. В этом плане театр танца сохраняет чистоту жанров, связанных с традиционными видами народного творчества. Театр имеет свою Концепцию развития, свою специфику и особенности, которые кардинально отличаются от жанровой специфики театра эстрады. Ведь театр танца, в первую очередь, выполняет задачу сохранения форм культурной, национальной самобытности и самовыражения коренных народов РС (Я).

Театр танца еще с 90-х годов интегрирует искусство с наукой. Национальный театр танца является единственным театром, который имеет три Концепции развития. Первая Концепция была разработана в 1993 году кандидатом филологических наук А.Е. Захаровой и на то время кандидатом искусствоведения А.Г. Лукиной. Основной задачей театра было освоение фольклорного наследия народов Якутии, сохранение национального своеобразия и колорита в произведениях театра танца.

Вторая «Концепция Национального театра танца РС(Я) им.С.А.Зверева-Кыыл Уола на 2006-2016гг.» написана доктором искусствоведения Г.Г. Алексеевой. Были разработаны приоритетные условия и основные направления деятельности театра танца.

Третья по счету «Концепция развития Национального театра танца РС (Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола на 2018–2028 гг.», разработанная доктором искусствоведения, профессором, засл. деятелем искусств РФ А.Г.  Лукиной, сформулировала стратегические задачи возрождения, сохранения и трансляции в культурное пространство мира национальной культуры народов Якутии.

Концепция опирается на Закон о культуре РФ, стратегию государственной культурной политики до 2030 года, федеральную целевую программу «Культура России (2012–2018 гг.)», на международные декларации ЮНЕСКО «О сохранении традиционной культуры» (2001), «О культурном разнообразии», Конвенции «О сохранении нематериального культурного наследия» (2003) и мн. др. В Концепции определены стратегические задачи по реализации развития Национального театра танца. Концепция разработана в целях сохранения уникальной, самобытной культуры народов Якутии, предусматривает государственную поддержку театральной деятельности и механизмы ее реализации, ставятся конкретные задачи по сохранению и адаптации в современности традиционных ценностей, созданных народами Якутии. Только при сохранении самостоятельного статуса Национальный театр танца может реализовать цель и задачи Концепции, в разработке которой участвовали ученые и профессионалы хореографического и музыкального искусств — музыковед, доктор иск. Г.Г. Алексеева, исследователь фольклора, этнокультуры и эпического наследия, к.ф.н. А.Е. Захарова, доктор иск., профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Академии русского балета им. А.Я. Вагановой И.С.Воробьев, доктор иск., профессор хореографии, этнохореограф Арктического государственного института культуры и искусств А.Г. Лукина.

В нашей стране традиционно бережно относятся к народному танцевальному наследию. Народный танец один из самых универсальных способов отражения национальной самобытности, этнического своеобразия народа. Народный танец сродни танцевально-пластическому мышлению языком этнической пластики. О чем говорят творчество Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной, который находится под патронажем Управления делами Президента РФ. Народное хореографическое искусство давно достигло академического уровня и выработало свои неповторимые традиции, получило признание и любовь народа. Эти ансамбли являются образцом бережного отношения к танцевальному наследию народа и представляют особую культурную ценность государства.

Профессиональные ансамбли и театры танца являются брендом и бесценным сокровищем страны и республик. Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова (Башкортостан), Государственный ордена Дружбы народов ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал», Государственный калмыцкий ансамбль песни и танца «Тюльпан», Тувинский национальный театр музыки и танца «Саяны» являются уникальным сокровищем своего народа. Эти ансамбли были созданы в конце 30-х годов XX века. В течение почти ста лет существования этих ансамблей, которые давно стали символами национальной культуры, никто не сомневается в их существовании  и перспективах развития. Наоборот республики и регионы заинтересованы в их развитии,  как организаций, которые  благотворно влияют на духовное состояние общества. Традиции продолжаются, несмотря на никакие перетурбации и реформы в обществе. Культурное наследие народов понятие незыблемое и не поддающееся ветрам времени. Только так в народе поддерживается преемственность поколений, сохранение духовных ценностей, дорогих и бесценных для народов образы, символы, знаки народного искусства.

Народное хореографическое искусство имеет большой потенциал. Народ саха почитает традиционный круговой танец осуохай. Мы все видим уровень и степень его выживаемости, «живучести» традиционного танца осуохай в современном мире. Наши предки создали  философский танец на все времена, преподали нам беспрецедентный урок осознания необходимости единства людей перед жизненными трудностями и  вызовами современного мира.  Традиционный осуохай это мощный посыл будущим поколениям для достижения баланса природных и человеческих ресурсов в век глобализации.   В прошлом и сейчас архаичный танец осуохай был главным танцев народа, именуемый народом солнца «Күн дьоно», «Айыы аймаҕа», «Күн оҕолоро». Осуохай один из самых ярких символов мифопоэтических традиций саха — солнцепоклонников, верных почитателей солнца, как писал Г.В. Ксенофонтов о якутах. В якутском эпосе «Строптивый Кулун Куллустуур» в гимне белый шаман возносит айыы-божествам священные слова! «Склонились на счастье солнечным кругом, плеснули удачей лунного круга». Круг является символом животворного Солнца и означает благополучие и процветание народа.

Наш древний якутский танец осуохай имеет потенциальную возможность для того, чтобы стать кандидатом признания его шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества в ЮНЕСКО. Безусловно, при соответствующем научном оформлении и практической деятельности действующего Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева. Этот большой проект может быть осуществлен с участием научных организаций, прежде всего, ИГИ ИПМНС СО РАН, Национального театра танца РС(Я), Арктического государственного института культуры и искусств, всех улусов и более тысячи танцевальных коллективов республики. и др. На мой взгляд, якутский осуохай отвечает всем основным требованиям, необходимым для присвоения танцу статуса нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Все, что связано со светом, добротой, гуманностью, все самые благородные устремления человека отражены в традиционных танцах якутов. Через традиционные танцы устанавливалась связь трех миров, связь времен. Мировоззренческие представления, религиозные воззрения, архаичные представления о мире, глубинный смысл трехчастного мира и трехчастной души все это отразилось в традиционных танцах саха. Несмотря, на всепоглощающее время перемен, как говорили белые шаманы, надо «склониться на счастье солнечным кругом». Чтобы не улетучились благословения белых шаманов, чтобы не испарился дух веры в жизнь, чтобы у будущих поколений была незыблемая вера в торжество добра, светлых сил и глубинную мудрость своих предков. Все это вновь и вновь утверждается и возрождается в народном творчестве, искусстве, которое вот уже 40 лет несет Национальный театр танца. За это время были подъемы и спады, как и в любом творческом коллективе. Это творчество. В творчестве готовых рецептов нет. Но это целенаправленный, систематический поиск идеала, правды, качественно нового в искусстве. Творчество — постоянная работа души. И в нем главная творческая личность Творец, Созидатель, Личность.

Национальный театр танца как носитель народных традиций, духовных ценностей народа должен сохранить свой самостоятельный статус. Актуальной задачей  является сохранение национального  танца и музыки, созданные нашими мудрыми предками. Театр танца  должен реализовать цели и задачи Концепции, охватывающий период с 2018- 2028 гг. и стать центром ревитализации народного танца, народной музыки.

Изменение статуса театра танца это ограничение  функций театра, которое  приведет к утрате профессиональной школы якутского танца, которая берет истоки с танцевального творчества талантливых сынов якутского народа С.А. Зверева-Кыыл Уола и Д.И. Избекова. Мы потеряем творческую и научную лабораторию якутского народного танца. Это невосполнимая утрата. Для создания такого  уровня театра танца, понадобятся, в лучшем случае, еще 50–60 лет. Театр танца имеет богатый  репертуар, основанный на фольклорном наследии. Театр танца имеет право гордиться развернутыми хореографическими спектаклями, основанными на мировоззренческих представлениях и традиционной культуре саха. Это  результат кропотливой работы всего коллектива в течение сорока лет. Коллектив вырос с ансамбля танца в театр танца со сложными требованиями в театральной деятельности. Театр отвечает высоким требованиям театрального искусства, прежде всего, с точки зрения репертуара и задач. Это достижение для творческого коллектива, полученное тяжелым физическим и интеллектуальным трудом.

Сегодня театр танца нуждается в своей сцене. Результат творческой деятельности — это спектакли, которые не могут «дойти» до зрителя при отсутствии хорошо оснащенной сцены. Для того, чтобы театр танца не снизил темп, качество и результативность творческой деятельности, необходимо сохранить самостоятельный статус, штатные единицы. Коллектив просит передать АУ «Национальный театр танца Республики Саха (Якутии) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола» недостроенное здание гостиницы, находящееся рядом с театром.

Танцевальное и музыкальное наследие народа заслуживает поддержки и понимания в это сложное время. Но надо думать о дальнейших  перспективах развития  театра и прежде всего о  духовном    состоянии народа.  Ведь все, что создается, сохраняется в культуре и искусстве делается  для народа.

 

Д.иск., профессор кафедры народной художественной культуры Арктического

государственного института культуры и искусств,

Засл. деятель искусств Российской Федерации,

Засл. работник культуры Республики

Саха (Якутии) А.Г. Лукина

12.06.2021