Симфония маэстро Николая Петрова

Симфония маэстро Николая Петрова

Когда 9-го Мая на площади Победы тысячи зрителей собираются послушать «Певца Победы» Александра Самсонова, трудно угадать в скромном пареньке, баянисте ансамбля «Эксклюзив», в пилотке и плащ–палатке, прославленного дирижёра Николая Павловича Петрова. Да, это он, руководитель одного из самых крупных и известных оркестровых коллективов республики, «играющий тренер» Николай Петров, представитель художественной элиты региона, цвет и краса якутской музыкальной интеллигенции. «Играющий» он не только в плане исполнения, но и в плане аранжировки и оркестровки, в создания оригинальных музыкальных произведений, в рождении новых замыслов спектаклей.

Профессия дирижёра складывается из множества составляющих – дирижирование произведений разных стилей, эпох, авторов, формирование оркестрового коллектива, воспитание творческих личностей и групп внутри коллектива, создание репертуара, аранжировка, оркестровка произведений, создание новых проектов, организация выступлений и гастролей. Чтобы справиться с этим сложным комплексом задач, руководителю важно обладать уникальными личностными данными, среди которых на первом месте стоит профессионализм и крепкое музыкальное образование.

navigate_before
navigate_next

Формирование профессионального музыканта – один из самых длительных процессов, который охватывает от 14 до 16 лет, пока из маленького мальчика, едва удерживающего баян, вырастет профессионал – исполнитель. Так случилось и с Колей Петровым. Ньукуу родился 15 декабря 1967 г. в с. Борогонцы, но с 3 лет жил в Анабарском районе. Отец – Павел Михайлович – агроном, советский партийный работник. Мать – Анна Николаевна – бухгалтер.

Еще в Саскылахе Николай пошел учиться в новую музыкальную школу, которая была открыта накануне. Он поступил в класс по обучению игре на баяне к преподавателю Николаю Дмитриевичу Дьячковскому, который сразу заметил незаурядные способности мальчика. Уже через некоторое время Николай принял участие в конкурсе среди музыкальных школ северных районов, где он сыграл отрывки произведений Брамса и Чайковского. Там было завоёвано первое звание лауреата.

В 1980-м году по рекомендации комиссии Министерства Культуры республики во главе с заметителем министра Н.С.Шепелёвой. прибывшим в Саскылах, Николая направили в Якутское музыкальное училище. С 1980 по 1985 годы Николай проучился в Якутском музыкальном училище по классу баяна у преподавателя, известного баяниста, выпускника Новосибирской государственной консерватории им. Глинки Валериана Георгиевича Емельянова. На последних курсах по классу дирижирования учился у Николая Ивановича Кисленко. По словам талантливого якутского мелодиста Виталия Андросова, за годы учебы в училище Николай окреп, возмужал, как музыкант. На выпускном вечере он сыграл “Вечное движение” Николая Паганини, на знаменитом в то время баяне, “Ясная поляна”. Важно отметить, что как дирижёр оркестра, он исполнил весьма сложное сочинение – увертюру к опере “Травиата” Д.Верди. Много позже его преподаватель, Николай Иванович Кисленко – заслуженный деятель искусств РС (Я), дирижер, педагог, доцент Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова напишет: «Очень горд, что 30 лет в Якутии я не зря прожил. Вот такими учениками, как Вы я горжусь! Рад, что дело, которое мы начинали много лет назад, с успехом продолжается в руках таких опытных артистов оркестра и дирижёра. Оркестр национальных инструментов при Национальном театре танца РС(Я) им. С.А.Зверева — Кыыл Уола под руководством Николая Петрова – это высочайшего профессионального класса коллектив, который позволяет себе исполнять музыку от этноса до классики. Я всех поздравляю: и моих дорогих учеников, и коллектив, и республику Якутию и Россию с тем, что мы имеем такой высокопрофессиональный оркестр».

После окончания училища, в 1985 г. Николай Петров был направлен преподавателем в Майинскую детскую музыкальную школу. Помимо основной преподавательской работы, он играл в самодеятельном оркестре прославленного ансамбля танца “Кыталык”. Вскоре юноша был призван на воинскую службу и 2 года исполнял свой гражданский долг (1985 – 1987 годы).

По мере того, как формировалась якутская композиторская школа и появлялось большое количество сочинений якутских авторов, росла потребность в музыкантах, профессионально исполняющих эти произведения. Задачу по отбору музыкантов и их дальнейшему обучению в ВУЗах страны решало Министерство культуры ЯАССР во главе с заместителем министра В.А.Босиковым. Тот поручил выполнение задание начальнику отдела кадров Виктору Егоровичу Кузьмину. Так был собран состав выпускников-музыкантов Якутского музыкального училища и направлен в г. Улан-Удэ, в Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств. Сразу же была поставлена цель – создать оркестр национальных инструментов. Среди студентов были: Афанасий Томский, Егор Федотов, Марина Фомина, Валерий Ноенохов, Анисия Габышева, Василий Эверстов, Александра Никонова, Николай Орлов, Павел Павлов и будущий дирижер оркестра Николай Петров. Занимаясь по специально разработанной программе обучения для будущих артистов оркестра, они составили костяк будущего состава. Преподавателями студентов – якутян были Виктор Васильевич Китов и Виктор Андреевич Михайлов. Виктор Егорович Кузьмин заказал комплект музыкальных инструментов – табык, кюпсюр, дюнюр, кырыымпу, тансыр, кылысах, хомус мастерам Бердигестяхской мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов М.В. и В.А.Мохначевским и комплект национальных костюмов. Обучаясь игре на баяне, Николай Петров также учился в классе дирижирования и вскоре стал успешно руководить оркестром.

Так была осуществлена важнейшая идея – создание оркестра якутских национальных инструментов, официальной датой рождения которого считается 27 апреля (День Республики Саха (Якутия)) 1993 г. Следует сказать, что оркестр стал неотъемлимой частью Национального театра танца, который в 1992 году преобразовался из Государственного ансамбль танца Якутии, рождённого ещё 13 октября 1980 года. Таким образом, личность и музыкальный талант Николая Павловича Петрова стали важнейшими факторами рождения мощной творческой и концертной единицы. И это было как нельзя кстати. Незадолго до этого, в атаках перестройки прекратили своё существование Симфонический оркестр и хор Якутского радио и телевидения, которые всегда были экспериментальной лабораторией якутских композиторов. Музыку региональных авторов редко исполняет ГТО и Б им. Суорун Омоллоона, эта тенденция, к сожалению, продолжается и по сей день. Национальный театр танца принял на себя заботу о рождающихся хореографических спектаклях местных авторов. Первоначальный замысел Ансамбля, а потом Театра танца – пропаганда танцев северных народов стал расширяться и отражать творчество местных авторов — композиторов и мелодистов. Характерной особенностью хореографических спектаклей стало обращение к фольклорным источникам, в связи с чем и появился новый термин – этнобалет. Таким образом, выделим незаурядные организаторские способности дирижера, позволившие охватить всю сложность исполнительских и организаторских задач.

С участием Н.Петрова специально для оркестра созданы сюиты и балеты, танцевально-хореографические спектакли, отдельные танцы и народные действа. К ним относятся, «Уруу» (Якутская свадьба) Аркадия Самойлова, «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа) Владимира Ксенофонтова, «Лолита» (по В.Набокову) Валерия Шадрина и Николая Петрова, «Атыыр муҥха» («Большая рыбалка») Николая Берестова, «Моя Якутия» Германа Комракова, «Оһуор туос» (Берестяночка) Василия Зырянова, «Семь портретов якутских женщин» для двух баянов Валерия Шадрина, «Ярхадана» Захара Степанова, «Каштанка» Валерия Шадрина, большая трилогия спектаклей-олонхо «Бэрт Хара»: «Айыы аймаҕа» (Серединный мир) Николая Петрова, «Үөдэн тугэҕэ» (Нижний мир) Полины Ивановой, «Үөһээ дойду дохсуннара» (Воители Верхнего мира) Владимира Ксенофонтова, «На краю Ойкумены» Афанасия Томского, “Ньырбакаан” Владимира Ксенофонтова и др. Значительный пласт работы оркестра составляет переложение партитур, написанных для симфонического оркестра, например, создание спектакля «Бэрдьигэс Куо» – это переложение для национального оркестра музыки из балетов «Полевой цветок» Марка Жиркова и Генриха Литинского, «Камень счастья» Гранта Григоряна, переложение для оркестра национальных инструментов «Концертной импровизации для хомуса и симфонического оркестра» Николая Берестова.

Николай Петров сам сочиняет музыку. Он создал музыку спектаклям театра Олонхо: «Сур Соноҕос аттаах Сургуулай бөрө”, “Дьыырай Бэргэн”, “Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур” уо.д.а. Большой работой Николая Петрова являются часть первая “Срединный мир” спектакля-олонхо “Бэрт Хара”, “Ороһуоспа киэһэтэ” (либретто Суорун Омоллоона), “Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо” (П.Ойунский), “Ойуун түүлэ» (А.Кулаковский).

И всё же самой главной заслугой творчества дирижера является исполнительская деятельность, а именно управление оркестром. С этих позиций в репертуаре маэстро выделяются несколько групп: музыкально – танцевальные спектакли, такие как музыкально-хореографический спектакль “Манчаары”, состоящий из 10 картин. Авторы музыки: Николай Петров, Афанасий Томский, Валерий Ноенохов, Егор Федотов, детская редакция оперы «Ньургун Боотур» для ансамбля «Кэнчээри» Марка Жиркова, Генриха Литинского, оркестровка Николая Петрова, «Бэрдьигэс Куо» оркестровка Николая Петрова, Анны Томской, Валерия Ноенохова и др.

В репертуар оркестра входят также инструментальные произведения русских и зарубежных композиторов, среди которых “Весенняя хора” Евгения Доги в оркестровке Николая Петрова (солисты Афанасий Томский, Владимир Боярский), “Краковяк” из балета “Бахчисарайский фонтан” Бориса Асафьева в оркестровке Николая Петрова, “La mer” из репертуара Orchester Mantovani – переложение Николая Петрова, “Лезгинка” из балета “Гаянэ” Арама Хачатуряна в переложении Николая Петрова (солист Владимир Боярский, Афанасий Федоров), “Лето” (из цикла “Времена года”) Антонио Вивальди – переложение Николая Петрова.

Ещё одну группу исполняемых произведений составляют инструментальные произведения якутских композиторов, такие как, “Концерт для скрипки с оркестром” Гранта Григоряна в переложении Николая Петрова (солистка Елена Ноева), “Поэма-тойук” Владимира Ксенофонтова, в переложении для 4-струнного тансыра (для кылыһах кырыымпы) и национального оркестра Анны Томской, в редакции Николая Петрова (солистка Анна Томская),”Танец-шутка” Захара Степанова, оркестровка Николая Петрова (солистка Марианна Попова).

Отдельные танцевальные номера – яркая страница репертуарного списка оркестра. Назовём: «Айан», «Кумысный», «Халлаан кыыһа» (музыка Сергея Зверева) «Гаучо» (танец аргентинских пастухов). Все инструментовки сделаны Николаем Петровым.

Наконец, огромный блок, исполняемый оркестром Н.Петрова музыки, – это вокальные произведения. Из сочинений якутских композиторов и самодеятельных авторов можно составить не одну концертную программу. Оркестр Николая Петрова сотрудничал и сотрудничает практически со всеми солистами республики. Это продемонстрировал Праздничный концерт Оркестра национальных инструментов «Сахам сирэ барахсан» к Дню республики Саха (Якутия) и 55-летию Николая Петрова, который состоялся 27 апреля 2021 года. Зрители, соскучившиеся по родным мелодиям и любимым солистам, с восторгом принимали Марию Николаеву, Альбину Борисову, Прокопия Неустроева, Григория Петрова, Николая Попова, Егора Колодезникова, Екатерину Корякину, Екатерину Захарову, Александра Емельянова, Владимира Индигирского. Порадовали и баянисты – Владимир Боярский и Виктор Винокуров.

Оркестр играл «под управлением любви». Как только Николай Петров поднимает «руки – крылья», зал благоговейно замирает. Каждое сочинение, будь то лирическая песня К.Герасимова, В.Ноева, П.Ивановой, В.Протодьяконова, а в концерте прозвучало много песен мелодистов, или энергичная оркестровая пьеса, например, финальная сцена из спектакля «Ньырбакаан» В.Ксенофототова, «Кумысный танец» Н.Петрова, «Приветствие улусов» из спектакля «Манчаары» А.Томского, обладает своими краски. Яркая оркестровка, безупречные ритмы, тонкие градации динамики, органичное сочетание соло и тутти позволяют, небольшому, в общем-то оркестру, создать разнообразную, многоцветную палитру и подвести прямо – таки к симфоническому звучанию. В этом, конечно, проявляется мастерство Николая Петрова.

Сотрудничество с композиторами других регионов – ещё одна отличительная черта организатора и дирижера Николая Петрова. Совместно с петербургским композитором Игорем Воробьёвым был создан этнобалет «Куллустай Бэргэн», который с успехом был исполнен на сцене Российского академического молодёжного театра (Москва) и Эрмитажного театра Санкт – Петербурга. Еще одна совместная работа с композитором Игорем Воробьёвым – это детская музыкальная сказка «Эрбэхчэй и Сааскылаана». Она была поставлена в 2019 году в рамках фестиваля «Рождество в Европе» на площадях Москвы и Подмосковья. В 2017 году Н.Петров принял участие в создании этнобалета «Дети Белого Солнца», который написал, Председатель правления Союза композиторов России Рашид Каллимулин и постановил Георгий Ковтун. Р.Каллимулин написал о работе с оркестром Н.Петрова: «С большим волнением работал над якутской темой с моими друзьями-коллегами. Как музыкант скажу, оркестр молодцы. Я доволен и счастлив оркестровкой музыки талантливым Николаем Петровым. Для реализации своих проектов театр привлекает как местных, так и других композиторов – например, меня, как представителя тюркских народов, поскольку им интересно взаимодействие национальных традиций и взаимообогащение творческих идей». Оркестр Н.Петрова был участником более 50 Международных и Всемирных фестивалей: в Польше, во Франции, в Канаде и Америке, во Франции и Испании – 1999 г., в Швейцарии –Италии и Франции, в Голландии и Великобритании. в Корее, в Турции в Греции, в Бельгии и Болгарии .

Еще одна миссия главного дирижёра Оркестра национальных инструментов Национального театра танца Николая Павловича Петрова – это воспитательная. В своём коллективе он воспитал, поддержал, вырастил не один десяток солистов и даже дирижёров, среди них Афанасий и Анна Томские, Владимир Боярский, Виктор Винокуров, Марианна Попова, Лена Михайлова, Лена Ноева, Егор Федотов, Альберт Попов, Анюта Иванова, и др. В недрах оркестра родились и инструментальные ансамбли: «Эксклюзив» (рук. Н.Петров), «Кыл Саха» (рук. А.Томская), ансамбль современной музыки «J’OL», ансамбль «Кырыымпа». Мобильные небольшие группы исполнителей не раз завоёвывали призы на международных фестивалях.

Под руководством своего наставника коллектив оркестра выполняет ещё одну важнейшую функцию музыкального коллектива – просветительскую. Оркестр, вернее его организаторская группа, записывает диски и издаёт сборники произведений, которые исполняются. Дискография оркестра составляет уже около 100 дисков, количество нотных сборников перевалило за 25. Эта работа продолжается. В настоящее время Н.Петров и его единомышленники задумали ещё один грандиозный проект – создание фонохрестоматии якутской музыки, тема необычайно важная и нужная.

Таким образом, деятельность Николая Павловича Петрова не сводится только к управлению оркестром, хотя труд этот самый важный и не только в концертном исполнительстве, но и в изнурительном репетиционном процессе. Главному дирижёру приходится решать огромный конгломерат задач. Николай Павлович с ним успешно справляется. Его труд по достоинству оценён множеством наград. Петров Николай Павлович — известный музыкант и деятель искусств, главный дирижер и художественный руководитель оркестра национальных инструментов Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева — Кыыл Уола, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), член Союза театральных деятелей РФ и Союза музыкальных деятелей РС (Я), кавалер знака отличия «Гражданская доблесть» РС (Я), обладатель раритетного приза «Золотой галстук Григоряна» и нагрудного знака Министерства культуры РФ «За вклад в культуру», диплома Российского культурного благотворительного Фонда «Дом Дягилева», Гранта Президента Республики Саха (Якутия) в области искусства за музыку танцевального спектакля «Айыы аймаҕа» («Серединный мир»), Почетный член Совета Санкт-Петербургского музея им. В.В.Набокова.

О Николае Павловиче написано не менее 100 статей, созданы фильм и видеосюжеты. Думается, что будущие крупные исследования ещё шире осветят этот уникальный феномен – Национальный театр танца, его оркестр и его руководителя.

Экс – министр культуры А.С.Борисов сравнил деятельность Николая Павловича Петрова с достижениями Марка Николаевича Жиркова. Да, по масштабу музыкального и творческого мышления, по полётности идей Николай Петров приближается к основоположнику якутской профессиональной музыки. А на афишах появляются всё новые названия: «Киһи», «Черная лиса», «Дочь Солнца», Мир сказок, фантазий, народной мудрости…55 лет – Полёт нормальный!

Кириллина Зоя Иннокентьевна,

музыковед, отличник культуры СССР.