Наследие С.А.Зверева-Кыыл Уола в творчестве Национального театра танца.

Наследие С.А.Зверева-Кыыл Уола в творчестве Национального театра танца.

navigate_before
navigate_next

 

 

 

«Неоценим вклад выдающегося сказителя, непревзойденного певца, мастера художественного слова, создателя якутской народной хореографии С.А.Зверева-КыылУола в становлении профессионального искусства Якутии. Его знания народного искусства, живой родник многогранного самобытного таланта широко использовали композиторы, балетмейстеры, режиссеры. И находили в нем источники творческого вдохновения…» Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, народный писатель РС(Я).

Указом Президента РС(Я) от 17 декабря 2005 года, в связи с 25-летием создания первого профессионального коллектива якутского танца, Национальному театру танца РС(Я) было присвоено имя заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, члена Союза писателей СССР, основоположника якутской танцевальной культуры, непревзойденного тойуксута, олонхосута, драматурга Сергея Афанасьевича Зверева-Кыыл Уола.

Присвоение театру имени уникального человека, одаренного от природы, заставило театр глубже проникнуться в народный фольклор, и вместе с этим, всё шире открывая для себя масштабность личности Кыыл Уола, учиться на его примере развивать музыкально-хореографическое искусство, сохраняя фольклорные традиции. Сергей Афанасьевич, хоть и не имел профессионального образования, но как человек талантливый, интуитивно чувствовал, что фольклор, используемый для сценических постановок должен развиваться по законам сцены, стремился к усовершенствованию музыкального сопровождения и исполнительского мастерства. В 1957 г. ансамбль Зверева стал тем коллективом, который первым познакомил мир с якутским танцем и поэтому не зря, сегодня мы называем его основоположником якутского сценического танца. В своем ансамбле им был создан так же оркестр народных инструментов. В то время с ним тесно сотрудничал В.А.Зырянов, в будущем член Союза композиторов России, который сохранил и обогатил обширный музыкальный материал, перенятый у Зверева.

В 1999 г. в театре был поставлен одноактный спектакль «Оһуор Туос» («Берестяночка») на музыку В.А.Зырянова, в хореографии Г.С.Баишева. Спектакль повествует о несчастной любви дочери удагана Чыпчаххайдаах и сына шамана Ланха и о происхождении танца «Узоры». Это был первый спектакль, поставленный по материалам С.А.Зверева. Здесь сохранен дух

старины, достоверно передается сюжет старинной легенды выразительными средствами традиционного танца.

Самого Зверева можно назвать и композитором. Как вспоминают ветераны, для своих постановок он сам напевал мелодии, которые сочинял во время охотничьих промыслов в тайге, где в каждом таежном звуке слышал мелодию, создал для себя определенную ведомую только ему нотную запись. Сергей Зверев с юношеских лет прославился как запевала осуохая и певец-импровизатор, был большим знатоком якутского фольклора во всем многообразии его жанров. В работах исследователей творчества Зверева указывается, что им создано более 30-ти танцев. К сожалению, они не были зафиксированы. Только благодаря бывшим участникам ансамбля удалось восстановить несколько танцев. Существенная работа в этом направлении проведена хореографом-исследователем С.П.Толстяковой.

Вершиной хореографического творчества Зверева является танец «Оһуор» («Узоры»). В 1989 г. с этнографической точностью, сохраняя неповторимый «зверевский почерк» и созданные им уникальные танцевальные элементы, балетмейстером А.Г.Лукиной был восстановлен один из вариантов танца «Узоры». А в 2000 г. к 100-летию со дня рождения С.А.Зверева, участницей первого состава ансамбля Зверева, жительницей с.Тюбэй Дьархан, Сунтарского улуса Марией Филипповной Кириллиной в театре был восстановлен оригинал варианта танца «Узоры», исполненный ансамблем Зверева в 1957 г. во время Дней культуры и искусств ЯАССР в г. Москва. Также к этой дате оркестром национальных инструментов театра был выпущен первый СД-диск «Сергей Зверев – Кыыл Уола «Аар тайҕа ырыаһыта» (Певец величавой тайги). Музыка к танцам». В диске 14 произведений – оркестрованная музыка к танцам Зверева, ноты которых были переданы театру сунтарским музеем. Был издан сборник партитур для народных оркестров «Оһуор дорҕооно» (Звуки узора) из серии «Играет национальный оркестр НТТ РС (Я)» с нотными материалами к 11 танцам Зверева. Появление музыки Зверева в исполнении оркестра стало большим подспорьем в работе хореографов.

Премьера спектакля–размышления «Оргуһуохтаах кыыс» («Девушка с коромыслом») по мотивам одноименной сказки-тойук С.А.Зверева (композитор Н.А.Михеев, режиссер С.С.Потапов, хореографы А.Мандан-Хорлу (Тыва), С.П.Бессонова, Л.С.Антипина, М.А.Афанасьева) состоялась в 2010 г. Спектакль явился современным прочтением произведения Зверева, написанного по мотивам известной якутской сказки. В спектакле затрагиваются глобальные проблемы современного человека, лишенного индивидуальности, испытавшего негативное влияние процессов

глобализации, связанной с обезличиванием, утратой национальной идентичности. По сюжету представитель Верхнего мира Мохсогол приходит за земным человеком и оправляется на Луну, где Юноша встречает Девушку невиданной чистоты и красоты, когда-то покинувшей Землю из-за царящей на ней агрессии и злобы. Девушку тронули чувства Юноши, но вернуться в мир людей она отказалась. Она передала свое благословение людям Земли через Юношу. Её алгыс – благословение на очищение души, самосовершенствование – символизирует в спектакле очищающий благодатный дар природы, чтобы люди не игнорировали Юношу, призывающего к добру, красоте. Но почему, же все-таки Зверев в своем произведении не вернул Девушку на Землю? Хотя говорится, что на Земле настали лучшие времена – бедный человек не эксплуатируется богачами, человек свободен и т.д. Вопрос этот поставленный режиссером призывает зрителей к серьезному размышлению.

Прикосновение к эпическому жанру сегодня очень актуально, это способствует духовному обогащению народа, восприятию человека причастности к своей этнической принадлежности, концентрирует в себе жизненно важные для народа ключевые идеи и символы. Несмотря на то, что якуты придают слову и поэтической импровизации особо важное значение, испокон веков традиции мифологического мировосприятия были близки танцевальной образности. Танец, жесты и мимика обладают широким диапазоном выразительных средств, широкими параметрами возможностей в трактовке и интерпретации эпического сюжета. Неслучайно танец признан во всем мире как один из самых значимых текстов человеческой культуры.

16 июня 2015г. к 115-летию со дня рождения С.А.Зверева-КыылУола состоялась премьера спектакля-олонхо «Куллустай Бэргэн»(композитор И.С. Воробьев, хореограф Ю.М. Федоров, художник О.И.Молчанов).Спектакль поставлен по мотивам единственного олонхо С.А. Зверева, зафиксированного во время постановки в 1946 г. спектакля-олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн».

Спектакль “Куллустай Бэргэн” состоит из 5 картин. Если “Оhуор Туос” это спектакль короткометражный, а “Оргуhуохтаах кыыс” – спектакль в современной интерпретации, то “Куллустай Бэргэн” поставлен в традиционном ключе с точки зрения сюжетной линии и трактовки образов. Спектакль цельный, крупномасштабный, в нем задействованы все силы театра, а также были приглашены ветераны ансамбля Зверева. Спектакль был показан во время юбилейного ысыаха в с. Сунтар, а в декабре того же года в Москве на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) и в Санкт-Петербурге на сцене исторического Эрмитажного театра в рамках IV

Санкт-Петербургского культурного форума. Во всех этих значимых показах в спектакле также принимали участие ветераны ансамбля Зверева. Включение в финальной картине оригинальной записи пения С.А.Зверева создало особо теплую атмосферу спектакля и подчеркнуло преемственность культурных традиций народа.

Проводимые театром творческие экспедиции, встречи с ветеранами ансамбля – это изучение и проникновение в суть авторского метода Зверева, использовавшийся им в постановочной работе. Одновременно это и процесс поиска нотных материалов, и хореографических «партитур». За период шефской работы с Сунтарским улусом театр собрал богатый материал, пригодившийся как для практической деятельности, так и для формирования своей музейной экспозиции. На сегодняшний день в репертуаре театра имеются три спектакля по Звереву, восстановленные танцы “Узоры”, “Ситим” и “Алгыс”, танцы по мотивам танцев Зверева “Хотой”, “Танец удаганки”, “Халлаан кыыһа”.

В начале октября 2018 года состоялась еще одна творческая экспедиция в Сунтарский улус, ставшая подготовкой к 120-летию со дня рождения С.А.Зверева-Кыыл Уола. К сожалению 2020 год стал сложным для всего мира в связи с пандемией коронавируса. Но, тем не менее, юбилейная дата Кыыл Уола была отмечена знаковыми мероприятиями. Из запланированного цикла концертов, мы успели провести концерт “Аар тайҕа ырыаһыта”, который открывал цикл. В нем приняли участие: из с.Сунтар Айсен Федоров, исполнивший несколько знаменитых тойуков Зверева; Людмила Акимова – Сунтаар куорэгэйэ и студенты музыкального колледжа родом из Сунтарского улуса. В июне провели первый Республиканский онлайн-конкурс “Тэлгэһэ оһуокайа”, в котором приняли участие более 200 человек. Победителем конкурса стал ветеран тыла и труда 93-х летний Егор Михайлович Осипов.

22-23 сентября приняли участие в торжественном открытии объкта республиканского значения “Центра народного творчества им.С.А.Зверева-Кыыл Уола” в с.Сунтар, с участием Главы РС(Я). Театру была предоставлена честь выступить первыми на новой сцене и показать спектакль “Оьуор Туос”.

25 декабря состоится онлайн премьера спектакля “Хара саһыл” (Черная лиса) по мотивам произведения С.А.Зверева-Кыыл Уола “Хара саһыл”. Композитор Н.А.Михеев, режиссер К.В.Данилов – Костас Марсаан, хореограф С.П.Бессонова, художник Е.Е.Шапошникова, дирижер-постановщик Н.П.Петров, научный консультант А.Г.Лукина. Кыыл Уола передавал в наследство будущим поколениям не только фольклор, но также неизменно стремился донести исторические факты жизни наших предков в определенный период. В драме “Хара саһыл” действие происходит в 17 веке.

Сюжет повествования о том, что найдя в норе восемь лисят, охотник из бедной семьи, приносит их домой. Это была большая удача, ее шкура высоко ценилась, ее можно было обменять на лошадь, обладатель ее мог поднять свой статус и т.д. О его добыче узнают другие, и разгорается драма за обладание этими лисятами, что приводит к кровопролитным распрям. Это танцевальная драма, синтез традиционного и современного, поиск новых форм в национальном театре. Во все времена такие чувства как зависть, жадность, тщеславие, жажда наживы и богатства приводили к трагедии и погибели. От того как тот или иной человек относится ко всему этому, какие чувства, помыслы, действия побуждает оно, складывается и его жизнь. Почему желание обладать богатством лишает людей разума? Посмотрите, к чему это приводит и задумайтесь! Вот об этих извечных вопросах наш спектакль. Затрагивается и тема “Человек – Природа”, о их неразрывной взаимозависимости.

Можно сказать, что наследие С.А. Зверева – является неугасимой путеводной зведой для Национального театра танца. Оно определяет ритм жизни коллектива и, во многом, формат и стиль его постановок.

 

Светлана Бессонова заслуженный работник культуры РС(Я),

член СТД РФ, художественный руководитель

Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола

 

25 декабря 2020 г.