К 75-летию Геннадия Семеновича Баишева

К 75-летию Геннадия Семеновича Баишева

12 марта 2021 года исполняется 75 лет со дня рождения и 55 лет творческой деятельности основателю Государственного ансамбля танца Якутии и Национального театра танца РС(Я), главному балетмейстеру Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола, народному артисту РС(Я), заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Государственной премии им. П.А.Ойунского, заслуженному артисту ЯАССР, лауреату премии “Душа танца” журнала “Балет” в номинации “Звезда народного танца”, члену ВТО-СТД 1969 г., почетному гражданину села Таастаах Намского улуса РС(Я) Геннадию Семеновичу Баишеву. В связи с этим замечательным событием 16 марта в 18:30 на сцене ГТОиБ им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона представляем спектакль “На краю Ойкумены” в хореографии юбиляра. А сегодня открываем рубрику “Геннадий Баишев – звезда якутского танца”. Первый гость Лира Львовна Габышева – коллега Геннадия Семеновича, в прошлом балерина, а теперь знаток, историк театра, заслуженный деятель искусств РС(Я) представляет свою статью “К 75 летию Геннадия Семеновича Баишева”.

  

“К 75-летию Геннадия Семеновича Баишева”

Думаю, что Геннадий Семёнович согласится, с годами начинаешь всё более ценить простое, человечное: «А помнишь?…». Детство и учёба в Новосибирском хореографическом училище. Наши замечательные педагоги, учителя, воспитатели. Великолепный театр Новосибирска, спектакли талантливых мастеров балета Савкова, Бруднова, Долгушина – всё это и сегодня не потускнело в нашей общей памяти. В некоторых балетах театра мы бегали мышками, маршировали солдатиками в «Щелкунчике», были разными зверюшками в «Докторе Айболите». Геннадий ещё танцевал и в «Спящей красавице», а в старших классах он участвовал в постановочной работе театра: «Ледяная дева» Гусева, «Легенда о любви» Григоровича и других.

Как и училище, театр формировал в Геннадии сценическую культуру, актёрский интеллект, выразительность танца на образцах, с которыми он будет соотносить своё творчество. Это и наша интернатская жизнь: стройными рядами нас водили в городскую баню, вывозили в Заельцовский парк на лыжи… Новогодние праздники в балетном зале, который мы сами украшали своими рисунками. И то, как в нижнем фойе перед большим зеркалом на всех переменах мальчики и Геннадий постоянно соревновались в пируэтах – да так, что на гранитном полу образовалась всем нам памятная заметная выемка.

А после училища каждый из нас, в свой черёд, переступал порог Музыкально-драматического театра им. П.А.Ойунского, который так же продолжал объединять нас… В нашей «Могучей кучке» первых новосибирцев, как называли нас тогда острословы-оркестранты, было три признанных богатыря якутского балета: Алексей Попов, Геннадий Баишев, Анатолий Ултургашев.

В Геннадии наша сцена в 1966 году впервые получила танцовщика с прекрасным ростом, с удлинёнными классическими пропорциями и линиями, с благородной фактурой прирожденного балетного принца. Конечно, в сочетании с крепкой профессиональной школой танца и юной, но уже индивидуальной творческой харизмой.

Геннадия отличало и то, что он являлся самым тонким лириком и выразителем особого, одухотворённого высокого романтизма. Поэтому именно он и стал первым якутским Альбертом в шедевре европейской классики «Жизель». Этот выдающийся образ Баишева я считаю непревзойдённым на нашей сцене и сегодня. Партия Альберта – вершина его творчества и занимает центральное место в разноплановом репертуаре Геннадия.

А это яркие по национальному колориту, мужественные Чурумчуку и Кулут Туйгун, драматичный Хулиган с живым характером и «уличным жаргоном» жестов. Геннадий был очень хорош и в полётной пластике в балете «Орлы летят на Север». Он и вдохновенный Юноша в поэтичной грёзе «Шопениана», и изящный Принц в сказке «Золушка», и неистово влюблённый Ромео…

Зрелое мастерство, творчество Баишева – это всегда глубокий и органичный образ, особая, сокровенная интонация, внутренняя энергия, которая переходила через рампу, оркестр и прожигала душу, сердце каждого человека, протягивая те самые, «божественные струны» подлинного искусства.

Вот почему наши зрители, обливаясь слезами сопереживания его героям, слезами очищения души, снова, и снова приходили на спектакли за этим благодатным огнём его таланта, который освещал их жизнь, жизнь наших современников.

Талант перевоплощения Геннадия удивлял меня и в хореографической картинке «Мы», в которой трое парней, пытаются завладеть вниманием девчонки – воображули. Самоуверенного простака представлял Ултургашев, ироничного пижона – Антипин, а закомплексованного и робкого «ботаника» – Баишев. Типажи один к одному подходили нашим ребятам.

Но надо было видеть Геннадия! Наш принц становился весь каким-то нескладным, несуразным, его герой не знал, как распорядиться своими непомерно длинными и безвольными ногами и руками. На сцене я еле сдерживала смех от этого уморительного зрелища, а что говорить о зрителях? Почти всегда нам приходилось в этом номере бисировать.

Другое его преображение – «Риголетто», хореографический парафраз одноименной оперы Верди о горбатом, уродливом придворном шуте, которого настигает возмездие… Это же был настоящий трагический моноспектакль!..

На наших глазах творчество Геннадия получало признание и любовь многих и многих тысяч людей…, будь то сцена нашего театра, или российская, или глухая якутская деревенька… Талантливые образы Геннадия составляют сокровищницу профессионального музыкального искусства республики.

Так же плодотворна, но намного длительнее балетмейстерская судьба Геннадия Семёновича.

Редкий случай, когда талантливый классический танцовщик становится и талантливым балетмейстером, причём, именно народной хореографии.

Сорок лет назад! В 1980 он возглавил только что родившийся Государственный ансамбль танца Якутии, который он вырастил, взрастил до Национального Театра танца Республики Саха (Якутия).

На его сцене он творчески разработал традиционный танцевальный фольклор народов Севера и воплотил его во множестве своих замечательных постановок и спектаклей самых разных жанров.

В них он талантливо передал живое дыхание родной якутской земли в образах её самобытной культуры, легендах и, наконец – в трилогии олонхо …

Ему был дан этот драгоценный и редкий дар, потому что он сам – человек глубоких народных корней – с рождения рос в тайге…

И мне созвучно и понятно, когда Геннадий говорит, что сама природа неутомимая труженица, и всё, что открыл, создал человек, и особенно – в искусстве – всё подсказано природой…

Поэтому, я думаю, так притягательна и колоритна афиша его театра, за которой стоят десятилетия именно его подвижнического труда хореографа, художественного руководителя и педагога, воспитавшего не одно поколение своих артистов, преодолевшего все трудности первых поисков, становления коллектива и сложность материальной базы, сопутствующей по сей день…

 

Все знают, что и его Ансамбль, и его Театр танца, покорившие страны Старого и Нового света, многие десятилетия являлись единственными полпредами и визитной карточкой республики в большом танцевальном мире нашей планеты, что немало способствовало имиджу Якутии и России на самом высочайшем уровне.

Парадоксально, но порой вместо всемерной поддержки, Театру угрожало слияние, сродни ликвидации. Надо было пережить ещё и это…

И всё же высшим профессиональным признанием заслуг Театра и личного большого вклада Геннадия в многонациональную российскую хореографию и его творческого подвига является награда профессионального сообщества – премия журнала «Балет» «Душа танца». Он, действительно, «Звезда народного танца»!

Хочу рассказать и то, как совместно с его Театром танца мне посчастливилось пережить один из удивительных и вдохновенных периодов моей жизни, конечно, благодаря Геннадию Семёновичу.

Он на удивление поддержал, казалось бы безумную, идею композитора В. Шадрина осуществить именно в моей постановке первый балет по роману В. Набокова «Лолита». И ведь всё получилось. Мало того, «Лолита» в марте 1998 г. была показана в Москве, на сцене Российского Молодёжного театра с философским этнобалетом Геннадия «Бохсуруйу». Был настоящий большой успех двух полярных спектаклей, который мы вместе пережили. Об этом писали журналы «Балет», «Музыкальная жизнь», «Российская газета» … Позднее Геннадий Семёнович доверил мне поставить к Бенефису своих артистов и композицию «Семь портретов якутских женщин» по Кулаковскому.

А ещё ранее, в 1996 г. он по-товарищески поддержал и мой первый Творческий вечер. Сочинил и кружил со мной в ностальгическом «Вальсе», поставил для нас эффектное «Танго», скомпоновав лучшие мелодии.

Он и в этих непритязательных танцах покорял изысканностью стиля и был неотразим!

Нам обоим было почти по 50, но это даже оказалось интересным. Переполненный зал скандировал кумиру своей молодости – Геннадию Баишеву, мастеру балетной сцены, творцу и созидателю, подарившему своему народу такое сокровище, такое духовное достояние, как Национальный театр танца.

Дорогой Геннадий Семёнович! Со славным 75-летием! Это большой праздник всего балетного искусства и хореографии! Здравия, Творчества и Счастья Вам и Вашей любимой, талантливой супруге Валерии Андреевне и всей семье!

А Вашему уникальному детищу – Национальному театру танца – счастливого пути в будущее!

Лира Габышева, заслуженный деятель искусств РС(Я),

член СТД РФ