Плеснули удачей Белого Солнца ….

Лукина А.Г., д. иск., профессор

 Арктического государственного

 института культуры и искусств,

засл. деятель искусств РФ

 

Плеснули удачей Белого Солнца…

  (из священного гимна белого шамана)

         На главной сцене Якутии  состоялась ошеломительная  премьера  долгожданного  вокально – хореографического этномюзикла  «Дети Белого Солнца» Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева – Кыыл Уола  на музыку  народного артиста РФ, председателя Правления Союза композиторов РФ Рашида Калимуллина,  в постановке  известного в стране и за рубежом режиссера и балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Георгия Ковтуна.  Зрители стали свидетелями триумфа творческого коллектива. Оригинальная  версия хореографического спектакля  посвящена  истокам народа саха, его тюркским корням, прародине саха. Создателями  спектакля являются интернациональный коллектив  мастеров искусства: композитор Рашид Калимуллин (Москва), автор либретто, режиссер и  хореограф Георгий Ковтун (Санкт — Петербург), художник Олег Молчанов (Санкт — Петербург), хормейстер Светлана Смирнова (Одесса), аранжировщик музыки Ян Сырбу (Одесса) преподнесли бесценный дар народу саха в виде замечательной  хореографической интерпретации  темы северных тюрков.

Осуществление постановки грандиозного спектакля состоялось по инициативе руководства театра: директора – заслуженного работника культуры РС(Я) Александра Алексеева, художественного руководителя – заслуженного работника культуры РС(Я) Светланы Бессоновой, музыкального руководителя оркестра заслуженного  деятеля искусств РС(Я) Николая Петрова, при участии всего артистического персонала: артистов балета, оркестра, ансамбля «КЫЛ САХа» при оркестре и вокально-фольклорной группы «Айар Кут».

Историческая судьба  народа — самых северных тюрков до сих пор остается загадкой. Жизнь якутов  среди тюркских народов до сего времени остается мало изученной и неизвестной. В науке существуют несколько теорий происхождения народа саха. Одной из самых известных  научных теорий, имеющей солидную научную  доказательную базу и крепкое научное обоснование остается теория южного происхождения якутов. Эта теория находит убедительное подтверждение  в языке, религиозных и мировоззренческих представлениях, археологических материалах, якутском эпосе – олонхо, фольклоре, обрядах, обычаях, преданиях, декоративно – прикладном искусстве, традиционной культуре в целом.  Сегодня, впервые в истории якутского театрального искусства, сценическая интерпретация тюркских истоков предстала  взору зрителя в форме вокально – хореографического  этномюзикла «Дети Белого Солнца».

«Дети Белого Солнца» —  знаковый спектакль  для народа  саха, не только потому, что он  создан   видными деятелями искусства и талантливым молодым коллективом театра танца,  а в первую очередь потому, что идея и сюжет произведения отражает  самый  драматичный, трагический период в истории народа саха, его прибытие  на Среднюю Лену. Спектакль многомерный, многозначный, отличается грандиозностью, масштабностью. Поэтическим языком музыки, танца, пения спектакль приподнимает завесу  драматических  событий переселения народа. Кто мы? Откуда мы?  Каковы наши глубинные  корни? Какие ценности несли через века?   Эти и другие вопросы  задавал, задает и будет задавать себе каждый якут. Это вечные вопросы глубоко  волнуют северных потомков древних тюрков. В этом состоит пафос,  квинтэссенция и актуальность художественного произведения, названного в честь северных тюрков «Дети Белого Солнца».  Хореографическая драма  языком выразительных средств разных  жанров искусства раскрывает идеи, образы, символы, знаки тех далеких времен,  когда якуты в буквальном смысле «варились в тюркском котле».

Авторы  спектакля  представили  зрителям  интересную  авторскую версию  глобальной темы —  драму переселения  якутов на Север. Это смело, интересно с точки зрения музыки, режиссерского решения, сценического оформления,  творческого подхода,  образных трактовок,  хореографического языка. Спектакль получился глубоко содержательным, зрелищным, ярким, можно сказать, эпическим, раскрывающим множество граней раннего периода,  событий, происходящих во времена  древних тюрков, во времена переселения в Южный Алтай, а затем спуска вниз по реке Лене.  Этим объясняется выбор сюжетной линии, выстраивание режиссуры и   драматургии спектакля, включение в канву спектакля тюркоизированной пластики танцев, тюркских мотивов и  в музыке и  выразительных средствах танца,  непривычных для  якутов  сочетания образов, пластики, костюмов. Также необычное звучание получило использование в спектакле давно забытых образов, таких как,  образ волка.  Ранний  период жизни  саха до сих пор,  не получил развернутую сценическую интерпретацию  в современных сценических  произведениях.   Большинство поставленных спектаклей отражает период с  XVII  по  XX век.  Так, что  «Дети Белого  Солнца »   —  первый крупномасштабный спектакль, воссоздающий, реконструирующий, возрождающий события раннего периода жизни народа  саха.  Ранний  период важный и  значимый срез  эволюции народа саха для осознания своей истории  и формирования внутреннего духовного стержня этноса. Глубоко  символично то, что  он  поставлен в этом году  и посвящен 385-летию  вхождения  Якутии в состав Российского государства, 25-летию  основания Национального театра танца имени знатока и носителя, уникального таланта,  самородка якутской традиционной  культуры С.А. Зверева – Кыыл Уола.

Премьера хореографического спектакля стало большим событием в культурной жизни не только нашей республики, но и страны в целом. Спектакль – результат вдумчивой и кропотливой творческой работы его создателей и  всего коллектива театра танца  во главе режиссера, хореографа  Георгия Ковтуна. Это авторский взгляд,  авторское видение художника, его переосмысление судьбы и вектора  развития   народа саха.  Не вызывает сомнения, эпический характер произведения, не только в плане эстетики, идей и образов, но и  по уровню и характеру сценического воплощения, исполнительского мастерства, режиссуры, уникальной музыки, сценографии. Вдохновителем и инициатором столь масштабного произведения  является Георгий Ковтун, собравший вокруг себя творческую команду профессионалов высокого класса, единомышленников и мастеров своего дела. Этномюзикл, объединивший хореографию, хор, национальную музыку, пантомимические действа в одно целое, максимально акцентирует и подчеркивает главную идею спектакля – борьбу за жизнь, сохранение  рода,  веру в будущее.   Весь арсенал режиссерских приемов и технических возможностей театра оперы и балета, исполнительское мастерство артистов балета и оркестра были направлены на то, чтобы зритель через призму образов, характеров увидел и понял непоколебимую волю к жизни народа саха, его стремление сохранить свой  народ,  торжество добра над злом, устремление в будущее. И все это связано с животворной силой Белого Солнца, чьими детьми считают себя якуты. Спектакль соединил две нити, с одной стороны, духовные силы древних тюрков, а с другой, дух современности и   устремления  народа  в будущее.  Сценография Олега Молчанова глубоко отражает  драматичность сюжета, эпичность содержания, оттеняет глубину образов, передает национальный характер произведения, создает особую атмосферу спектакля.  Это уже третий спектакль художника Олега Ивановича на якутской сцене.  Музыка Рашида Калимуллина стала стержнем всего вокально – хореографического  действа.  Фантастическая авторская  музыка композитора  завораживает зрителя с самого начала спектакля.    Композитор  удачно использовал  якутские мелодии  и на их основе  создал свои  темы, глубоко раскрывающие идею спектакля.  Получилась дивная национальная музыка, с  ярко выраженными тюркскими  мотивами сочетающаяся с якутской музыкой с его архаичными элементами и аутентичным  пением,  уводящая зрителей в загадочный мир  северной ветви древних тюрков. Необходимо отметить, что в музыке и в хореографии  произошло  взаимовлияние национальных традиций, взаимообогащение идеями, выразительными средствами.  Благодаря тесному  содружеству композитора и режиссера —  хореографа   достигнуто абсолютное слияние музыки и хореографического текста. Музыка и хореография   составляют  единое ядро, на  котором взращены глубина   художественного обобщения и осмысления  идеи спектакля.  Музыка танцевальная, выразительная, экспрессивная, образная.

Спектакль  выступает как символ духовных ценностей древних тюрков. Значительность произведения   искусства всегда зависит  от того, насколько его автору  удалось затронуть тему, волнующую людей. В этом плане спектакль достиг поставленной цели и задач. Художественное произведение не может дать ответы на все вопросы. Но он может пробудить сознание, отразить волнующие вопросы в образной художественной форме. Спектакль красной нитью пронизывает тема любви. Любовь  главных героев созвучна с любовью  к своему  роду, детям, Матери,  Матери – Природе передаются через удивительно выразительные танцевальные монологи и массовые танцы. Другим  лейтмотивом спектакля  является образ  божеств Айыы – покровителей  рода, спасающих  его  от хаоса, разрухи, бед и несчастий. Божества Верхнего мира определяют судьбы тюрков, являются устроителями их жизни,  защитниками рода Матери – Волчицы.    Образы божеств, созданные великолепным ансамблем артистов оркестра исключительно органичны,  гармоничны,  созвучны с аутентичной музыкой  и пением потрясающего ансамбля «КЫЛ САХа».  Величественное зрелище раскрывается перед зрителями, когда  один из Божеств – Руслан Габышев, сидящий на  возвышении,  извлекает  чарующие звуки на своем авторском национальном инструменте ох-саа, напоминающие  архаичные звуки древних тюрков.  Это —  находка режиссера, который   задействовал артистов оркестра в спектакле. Артисты оркестра на высоком уровне выполнили не только свою задачу, но и  органично влились в актерский состав, создавая  величественные образы якутских божеств. Оркестранты сумели воссоздать древние черты национальной музыки, записали музыку спектакля, запели хором, стали артистами кордебалета, удивительным образом раскрывая грани своего таланта.   Коллектив театра танца  восхитил зрителей своим исполнительским мастерством, целостностью, единомыслием.  Артисты балета максимально раскрыли свой творческий потенциал, свои скрытые исполнительские возможности, блестяще справились с высочайшими техническими приемами, которые ставил перед ними режиссер – хореограф.

Тюркский род  происходит от Матери Волчицы и Человека.  Волк – первопредок, родоначальник тюрков, покровитель  рода.  Во времена кровопролитных войн  волк  служил прообразом победы, победоносного духа. В спектакле в противостоянии тюрков со злыми силами  волчий вой героев предрекал победу и  мобилизовал победный дух.   В спектакле осуществлена оригинальная  хореографическая трактовка архаических мотивов внечеловеческой модели – волка. Образ хранительницы рода Матери Волчицы в исполнении Саскыланы Аржаковой отличается эмоциональной наполненностью и выразительностью. Продолжение рода – мальчик Тимир Уол.  Зарождение любви Тимир Уола с красавицей, дочерью Удаганки Айыы–Куо убедительно и пронзительно отражен в танце солистов.  В лиричном танце раскрывается  чистая, пронзительная история  любви  юноши  и девушки.  Прекрасен дуэт девушки Айыы – Куо в исполнении Виолетты Ноговицыной и юноши Тимир Уола Василия Эверстова. Их дуэт – символ светлого начала, любви и преданности. Солисты создали одухотворенные, поэтичные  образы влюбленных, изобилующие богатством нюансов, продемонстрировали  виртуозную технику со  сложными танцевальными элементами, технически сверхсложными поддержками. Солисты сумели передать всю глубину чувств, переживаний, эмоций, связанных с трагическими событиями, происходящими в их роду, преодолением препятствий к их воссоединению.    Виолетта Ноговицына создала образ лиричной, нежной девушки —  Айыы Куо.  Она сумела  раскрыть всю глубину любви и сильный характер своей героини. Легкая, воздушная девушка не отступает перед трудностями и сумела  сохранить свою любовь.  Храбрый и мужественный Тимир Уол  защищает свой  род и свою любимую. Его волевой, стремительный и экспрессивный танец  отражает  силу его духа, стойкость перед испытаниями, непоколебимость, непокорность и веру в победу над злыми силами. Сергей Алексеев создал убедительный трагический образ  вождя рода Таастимира. Сложный  и противоречивый образ  СтарикаТорсына создал Владислав Попов. Благороден  и величественен образ Благословителя – Алгысчыта в исполнении заслуженного артиста РФ и РС(Я) Дмитрия Артемьева.  Весь состав кордебалета на одном дыхании, красноречиво и выразительно создал образ обитателей Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Мирную жизнь разрушает черный шаман Хара – Хаан в исполнении Юрия  Федорова. Он великолепно передал коварство и мстительность своего героя,  противостояние   со своим сыном Хара Суор в исполнении Максима Степанова.  Партия Хара Суор  построен на агрессивных движениях, раскрывающих его жестокость, деспотизм и стремление к власти.   Род  Хара Хаана  сеет хаос, несчастье и беды роду тюрков.   Злость, коварство, хитрость  Хара Хаана и Хара Суора передаются  агрессивной, угловатой, утрированной  пластикой.  Образ Хара – Хаана  говорит о могущественности злого начала.

Удивительный  образ Бога Солнца создан Анной Поповой.  Трактовка образа Бога в спектакле  необычна.  Впервые в сценической  трактовке  Бог  Солнца  максимально приближен к людям для того, чтобы оказать им свое покровительство. Во всех ситуациях, перипетиях, несчастьях и  радостях Бог Солнца находится рядом с людьми.

Несмотря на то, что  спектакль раскрывает  древние истоки, но   в  нем  были  задействованы  все знаковые, ключевые традиционные  образы саха. Это Божества  Верхнего мира, Удаганка, Черный Шаман Хара Хаан,   Благословитель, лошадь и тд.  В этом отношении четко выдержан  традиционный стиль образного мира якутов.

Другая линия, являющаяся лейтмотивом спектакля — это  божества айыы – покровители рода, спасающие  его  от хаоса, разрухи, бед и несчастий. Верховные божества определяют судьбы тюрков, являются устроителями их жизни,  защитниками рода Матери – волчицы. Образы божеств, созданные великолепным ансамблем артистов оркестра исключительно органичны,  гармоничны,  созвучны с аутентичной музыкой  и пением потрясающего ансамбля «КЫЛ САХа».

Якутский круговой танец осуохай стал одним их основных лейтмотивов спектакля, отражающий круговорот жизни, вечный круг жизненного цикла. Осуохай прообраз Белого Солнца солнцепоклонников – саха.  Круг — символ солнца и продвижение по ходу солнца означает продолжение жизни и процветание народа.  Мощный запев танца сродни укреплению духа рода, племени, народа.  Пока вращается  по ходу солнца осуохай, будет жить  народ его создавший. Идея продолжающейся жизни в спектакле  передана экспрессией и динамикой кругового танца осуохай. Осуохай танец – знак и символ жизни. Символом жизнестойкости и жизнелюбия являются  праздники в стойбище,  объединяющие  тюркские  народы.  Яркие, самобытные танцы разных народов   олицетворяют  радость победы над злыми силами, ликование  по поводу продолжения рода.  Особо хочется отметить глубину выразительности  картины скорби  по поводу  гибели  вождя рода Таастимира.  Обряд погребения вождя рода, плач народа, утратившего своего вождя, защитника отражает  глубину горя, невосполнимость утраты. В этой картине пронзительно звучит плач народа в исполнении  хора. Песенное сопровождение обработано замечательным хормейстером Светланой Смирновой. Плач полностью  передает всю  глубину и трагизм рода. Светлане Смирновой удалось  выявить и развить вокальные  способности артистов оркестра, высветив и подчеркнув  национальные особенности  пения. Песни, тойук, дьиэрэтии, ырыа, горловое пение, исполненные артистами оркестра на протяжении всего спектакля в сопровождении национальных инструментов создали особую атмосферу спектакля. Вокальное звучание на основе  традиционного народного мелоса   передают национальное своеобразие и удачно оттеняют образы спектакля.

В спектакле есть целая россыпь выразительных, экспрессивных танцев,   свидетельствующих  о росте исполнительского мастерства артистов театра, владеющих всем арсеналом  приемов артистической техники. Каждый отдельно взятый из спектакля танец самодостаточен, являет собой завершенную хореографическую  миниатюру, создает разнообразие образов.  Потрясающая энергетика танцев, виртуозная техника исполнения, сочетание традиционных движений и элементов современной хореографии ни в коем случае не умаляют значение фольклорных танцев, а наоборот  высвечивают аутентичность и ритуальность якутской хореографии. Эти танцы придают драматичность, экспрессию образам и всему спектаклю. Потрясающий ритм и темп  танцев  приблизил произведение к ритму сегодняшнего дня. Высокая планка требований к профессиональной деятельности, поставленная  Георгием Ковтуном перед артистами открыла второе дыхание творческому коллективу. Кардинально изменился подход артистов к творческому процессу, выявились новые грани таланта,  открылась перспектива профессионального роста артистов.  Коллектив Национального театра танца  прошел суровую, но профессиональную школу настоящего мастера своего дела,  поверили в свои силы, в свой творческий потенциал. Концентрация всех творческих сил театра, мощный сплав творческих устремлений позволили создать действительно неординарный,  необычный спектакль, воссоединивший  мощь традиционного  и силы, возможности современного искусства. Рашид Калимуллин, Георгий Ковтун внесли свежую струю не только в якутскую хореографию, но и  продемонстрировали  новое мышление в создании новых современных форм в сценическом искусстве.

Зрители    стоя аплодировали создателям и артистам  за  творческую свободу, за создание удивительно глубокого, содержательного, неординарного спектакля,  уникальный сплав музыки и пения, оригинальную хореографию, фантастические образы, интересную сценографию и конечно, за сценическое воплощение волнующей   темы  происхождения народа саха в смелой, современной  трактовке. Выдающиеся творческие личности современного сценического искусства этим спектаклем сказали свое веское  слово в искусстве о северных тюрках.  Спектакль – творческое достижение не только якутского сценического искусства, но  отечественного полиэтнического искусства. Это новый подход и  новый взгляд, новое осмысление глобальных национальных  тем  в  искусстве. Тон задан, вызов брошен. Ждем новых спектаклей, освещающих  истоки и корни загадочного  народа саха – самых северных тюрков

Пожелаем молодому коллективу Национального театра танца им. Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола успехов в дальнейшей творческой работе, выдержать достигнутую планку, сохранить огонь в душе, умножить светлые силы во имя мира и добра!

 

 

 




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us