«ДЕТИ БЕЛОГО СОЛНЦА»: легенда рождения саха в прочтении Георгия Ковтуна

10 ноября 2017 г. зрители, до отказа заполнившие зал Государственного театра оперы и балета РС(Я) им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона, стали свидетелями уникального представления – по впервые заявленному на якутской сцене жанру вокально-хореографического этномюзикла, по новизне его сценического воплощения, по мощному эмоциональному воздействию, по высокому исполнительскому классу. Зрелища с безостановочным потоком танцев, пластических новаций, вокальных и музыкальных откровений, энергетически заряженного, расширившего границы творческого потенциала Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола. Спектакль показал широту и специфику хореографической концепции, оригинальность танцевальной лексики во взаимодействии  и обогащении национальных традиций тюркских народов. Премьеру вокально-хореографического этномюзикла в двух действиях «Дети Белого Солнца»  коллектив посвятил двум важным датам: 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и 25-летию создания Театра танца.

Приглашённая команда постановщиков – композитор Рашид Каллимулин (Москва), художник Олег Молчанов (Санкт-Петербург), хормейстер Светлана Смирнова (Одесса) во главе с автором либретто и хореографом Георгием Ковтуном (Санкт-Петербург) начали свою работу, что называется, «с нуля». Основательно погрузившись в мир якутских преданий, мифов, традиций и эпос тюрков, а также в предоставленный историком-тюркологом А.И.Гоголевым научный материал, авторы «получили мощный импульс» и сотворили национальный спектакль, оттолкнувшись от одной из легенд о том, что прародительницей алтайских тюрков является Мать Волчица. Объединённые увлечённостью общим делом, они представили оригинальные либретто, музыку, хореографию, сценографию.

Вдохновляющим началом танцевальной версии послужил часовой документальный фильм о Якутии «Дети Белого Солнца — Якутия» в серии «Тюрки России», спецпроекте телерадиокомпании «Мир» и Русского географического общества (2012), в котором артисты Национального театра танца приняли самое активное участие. Идея обращения к вопросу о происхождении народа саха, исконных корнях самых северных тюрков, осмысления их национальной идентичности и воплощения в живом сценическом искусстве сама по себе заслуживает внимания, является источником  вдохновения. Взгляд из современности в прошлое всегда таит немало загадок, вопросов, ответ на которые талантливый художник имеет право показать сквозь призму собственного прочтения. Чем глубже в историю, тем, с одной стороны, сложнее, потому что это чистый лист – доподлинно никто ничего знать и утверждать не может, с другой стороны, легче по этой же причине – открыт простор безудержной фантазии, какой обладает хореограф-постановщик Георгий Ковтун. Богатый фольклорный, танцевальный, пластический материал, национальная образность в многослойном режиссёрском решении спектакля безоговорочно убеждают. Убеждают и неординарностью авторской идеи в целом, и оправданностью использования многообразных средств выразительности и не традиционностью хореографической партитуры.

Георгий Ковтун со свойственным ему азартом, творческим горением буквально заразил энтузиазмом весь творческий коллектив, в итоге подчинив его  одному из своих принципов: «всё живое в театре должно двигаться». Мы впервые увидели двигающихся по сцене, пластически подыгрывающих действию и поющих артистов оркестра; танцующую вокалистку, лауреата Всероссийских и международных конкурсов Василену Шарину в роли Удаганки, включённый в действие ансамбль «КЫЛ САХа» в образах Божеств Верхнего Мира  с игрой на аутентичных якутских народных инструментах кыл-кылыhах мастера-изготовителя Руслана Габышева. Солисты-вокалисты также вовлечены в общее действие, сливаясь с полифоническим многоголосием танцоров. При наличии в Театре всего тридцати артистов балета (только двенадцать из них являются выпускниками Якутского хореографического училища разных лет), впечатляет массовость постановки, в которой впервые задействован столь многочисленный состав – 73 человека.

В спектакле немало титульных «действующих лиц», тем интереснее выглядит подбор их самим маэстро в процессе посещения классов и репетиций. Ковтун не стал искать лёгких путей, не пошёл на поводу исполнительских возможностей труппы, а поставил перед артистами, казалось бы, нереальные задачи, но в предельно короткий постановочный и репетиционный период сумел добиться потрясающих результатов. Саха, что значит «белый, солнечный» издревле преклоняются самому главному и яркому символу народа – Юрюнг Аар Тойон — Божеству Солнца (Анна Попова), ставшему объединяющим центром спектакля. Начиная путь с Востока, в её сдержанной, размеренной, величавой экзотической пластике — ритуальные мотивы Страны восходящего солнца со сходным культом обожествляемого солнца.  В пограничье реальности и фантастики на сцену выведены люди и волки. Хореограф смело экспериментирует с движением, пластикой, рождая нечто неповторимое, новое, своё. Сложная роль Матери Волчицы с угловатыми звериными телодвижениями, пружинистым шагом и упругими прыжками, необычными ракурсами досталась молодой Саскылане Аржаковой. Вождю рода Таастимиру (Сергей Алексеев), гибнущему в неравной схватке, также пришлось пройти нелёгкий путь, чтобы  достичь мужественности, силы, ловкости в исполнении многочисленных поддержек, в выдумывании которых Ковтун на редкость изобретателен. Серьёзные актёрские работы представили Виолетта Ноговицына (Айыы Куо) и Василий Эверстов (Юноша Тимир Уол), чувства которых испытываются катаклизмами в борьбе племён. Красивы, самобытны, богатой хореографической выдумкой отличаются их любовные дуэты с обилием воздушных силовых, необычных акробатических поддержек. Изощрённый лексический язык постановщика, не похожий ни на чей другой, достался и всем другим персонажам – Сыну Чёрного Шамана Хара Суор (Максим Степанов), Шутам Хара Хаана (Эдуард Жирков и Василий Колосов) с головоломными элементами, цирковыми трюками и кульбитами.  Драматический конфликт заложен в образе Старика Торсына (засл. арт. РС(Я) Владислав Попов), партия которого рассчитана не только на техническую оснащённость танцовщика, но и на яркие краски в его актёрской палитре. Георгий Ковтун не был бы одесситом, если бы не ввёл в действие элементы юмора, ярко высвеченного в живом образе Лошади (Алексей Максимов, Семён Дьяконов). Получили свои роли и аксакалы. Если заслуженный артист РС(Я) и РФ Дмитрий Артемьев (Алгысчыт)  появился в спектакле в своём привычном,  коронном амплуа, то Юрию Фёдорову, заслуженному работнику культуры РС(Я), чтобы справиться со зловещей силой Чёрного шамана Хара Хаана,  убиенного собственным сыном, понадобились немалые усилия в выносливости и  серьёзном перевоплощении.

Рука опытного мастера чувствуется и в многолюдных массовых сценах, где нет места привычным линиям, диагоналям, кругам, где конкретные задачи знает каждый участник постановки. Удивительно свежо, своеобразно подан образ реки Лены – широкой, текучей, многоводной – в прекрасном исполнении женской части артистов балета в красивых голубых костюмах.  Впечатлили массовые танцы, чего стоит неистощимая фантазия хореографа в плясках племён, финальных эпизодов, в стремительном, прыжковом танце наездников-джигитов в темпераментных ритмах мужского состава. Прожив некоторый период на Севере, Георгий Ковтун не понаслышке знаком с его фольклором, ещё в 1980-х гг. он был художественным руководителем и постановщиком танцев известного чукотско-эскимосского ансамбля песни и танца «Эргырон». Танцевальная культура аборигенов не утратила первозданной прелести и органично прозвучала в этномюзикле. Общность тюркских корней, истоков выражена в женственном «восточном танце» с татарскими мотивами. Восторг публики вызвали дети – участники танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии» (руководители Зоя и Афанасий Соловьёвы).  В празднике стойбища и на протяжении всего представления они не просто танцевали, а буквально жили с присущей детям верой в предлагаемые обстоятельства, составляя единое целое с профессиональными артистами.

Георгий Ковтун, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан, лауреат всевозможных конкурсов – один из самых плодовитых и работоспособных хореографов, постановщиков, режиссёров, выпускающий в год по пять-семь спектаклей в России и за рубежом. Работая буквально во всех видах искусства, музыкальных жанрах, за его плечами более трёхсот постановок классических балетных и оперных спектаклей, музыкальных драм и комедий, детских и национальных спектаклей, мюзиклов, оперетт. В этом смысле его можно назвать уникальным художником, человеком-оркестром, в активе которого  работа в мюзик-холле, театре эстрады, цирке, балете на льду, фигурном катании, творческие его пристрастия простираются от хореографических миниатюр, танцев в операх, рок-опер, опер-мюзиклов до крупномасштабных спектаклей. Достаточно назвать его последние масштабные работы «Спартак» и оперу-балет «Золотая орда» в Михайловском и Татарском государственном академических театрах оперы и балета, в каждом из которых занято порядка трёхсот человек. Постановки Г.Ковтуна идут в Омском музыкальном театре, Москве, Киеве, в разных Одесских театрах, в Казани, Казахстане, выступая не только балетмейстером, не просто режиссёром, но режиссёром музыкальным. Остро чувствуя дух нынешнего времени, зрительские и актёрские запросы, во всех своих спектаклях основной упор он делает на зрелищность, массовость, световые эффекты и современные технические средства.

Творческий альянс с талантливым балетмейстером, редкостным по одержимости и харизме, стал мощным  прорывом в исполнительском мастерстве молодых артистов, подтвердив ковтуновское: «преодоление трудностей стимулирует развитие». Труппа работала с огромным увлечением, впервые встретившись с таким сложным материалом. «Я железный диктатор, но актёры меня любят», — говорит Георгий Анатольевич, что действительно отвечает истине, потому что требуемая им железная дисциплина, стопроцентная отдача в работе как его самого, так и умение добиться её от артистов, разжечь в их сердцах огонь, всегда оборачиваются результатом. Артисты балета Национального театра танца не только прошли школу выживания, как об этом со сцены сказал сам Ковтун, но и получили от работы максимум удовлетворения от того, что открыли в себе огромные внутренние резервы.

Фантастический успех спектакля, продолжительные овации, восторженные «браво» стали доказательством того, что публика с воодушевлением восприняла новую постановку. В значительной степени этому способствовала музыка, несущая в себе духовное богатство и красоту национального мелоса тюркских народов, представителем которого является Рашид Калимуллин, председатель Союза композиторов РФ, народный артист Республики Татарстан и России. В буклете, выпущенном к премьере, композитор поделился: «В музыке балета я не использовал прямого, «глубокого» цитирования якутских мелодий, а работал с собственными темами, опосредованно впитавшими красоту национального мелоса этого удивительного края – для меня было важно, чтобы в этом сочинении превалировало именно авторское начало». В партитуру композитора органично введено вокальное звучание на основе традиционного народного мелоса.  В силу объективных обстоятельств, музыка прозвучала в записи оркестра Национального театра танца под руководством Н.П.Петрова, где естественные голоса традиционных инструментов оркестра оттенялись эхом их электронных собратьев, вероятно, необходимых жанру мюзикла.

«Дети Белого Солнца» – уже третье детище О.Молчанова в Национальном театре танца. Живописность первых сценографических работ художника, одухотворённый мир суровой северной природы, воплощение нестандартных декорационных решений, свежий взгляд на национальную самобытность убедили в обогащении  традиций якутского театрально-декорационного искусства. Вслед за спектаклями «Куллустай Бэргэн» и «Манчаары» новая работа изумляет красотой живописного задника, динамичностью сценографического решения. Декорации – трансформеры всевозможно модифицируются прямо на глазах у зрителя, приобретая свою особую функциональную значимость и особый смысл, молниеносные смены картин, изменяющих место действия, создают эффект многомерности происходящего. Вкупе с многочисленным разнообразием колоритных костюмов, расцвеченных этнографическими деталями и элементами, множеством бутафории, реквизита, метафоричностью сцен получен впечатляющий эффект всего спектакля, несмотря на сетования постановщиков на ограниченные возможности технического и светового обеспечения ГТОиБ.

Итак, премьера состоялась! И очень бы хотелось, чтобы с ней могли познакомиться не только жители Якутии, но спектакль был по достоинству оценен в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, как мечтают об этом сами постановщики и артисты. Когда задуманный и реализуемый в постановке материал нравится самим авторам, артистам и публике, тогда получается настоящее искусство, что и случилось при рождении нового спектакля в Национальном театре танца!

 

Валерия Захарова

 

 

 

 

 

 




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us