Дети Белого Солнца: Что спасает в хаосе истоков бытия?

Я — поклонница самобытных якутских инструментов с аутентичным звучанием «кыл» Руслана ГАБЫШЕВА, побывала на премьере вокально-хореографического двухактного этномюзикла «Дети Белого Солнца», приуроченного к 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, к 25-летию создания Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева — Кыыл Уола. Премьера прошла 10 ноября в ГТОиБ. Знаменательно, что постановщиками являются знаменитые в музыкальном мире люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины. Такие люди проявили интерес к Саха Сирэ, обратились к нашим истокам. Вот что меня, простого обывателя, взволновало. Проведу параллель. У Сергея Зверева-Кыыл Уола есть Сказание о Великой Москве – «Улуу Москуба туьунан тойук». Сегодня москвичи отдают дань уважения моему народу столь масштабной постановкой.
Зрелищное действие возвращает нас к истокам бытия. Во мне всё возликовало, когда еще до открытия занавеса услышала знакомые звуки, которые теперь со мной всегда – дома, в разговорах, в позывных телефона. Это ансамбль «Кыл Саха»! Это звучат инструменты, созданные Русланом Габышевым. Это играют на них самые талантливые, самые красивые музыканты! При открытии занавеса аж дух захватило – красота неземная! Все сверкает, все величественно. Трон. Торжественно. Это Боги. Хотела запечатлеть на телефоне – вместо музыкантов получила светлые пятна. Красиво задумано – так и должно быть, ведь от богов идет свет!
На протяжении мюзикла тонкой ниточкой идет наше якутское «я» — песня «Келукэчээн», родные звуки – дьиэрэтии, даже было слышно ржание лошади. Все эти звуки извлекают Боги – музыканты «Кыл Саха». В возникшем хаосе – мира Хара Хаана, сплетении коварных замыслов, предательства – эти звуки, наши звуки все время возвращают нас к жизни, вселяют веру в добро, в благополучный исход. И что Боги рядом, они не предадут, они – наше спасение.
Особую любовь зала завоевали артисты-акробаты. Сложные трюки, отточенное мастерство всякий раз награждались бурными аплодисментами, возгласами восхищения.
Костюмы все очень красивые. Белые одеяния богов выигрышно контрастируют с черными — мира Хара Хаана, — извечная тема Света и Тьмы. Величие Бога Солнца передается ярким костюмом, плавными, уверенными движениями – против ничтожности Хара Хаана в сумрачном одеянии, символизирующем неустойчивость положения, дисгармонию. И срединный мир, где люди в одежде светлых, спокойных тонов. Удаганка в лоскутном платье, создающем ощущение ветра, быстроты, постоянного движения. Поразили детишки – маленькие юркие клубочки, поразил мальчик Тимир Уол, внезапно возникнув с утроба матери, вызвав возглас удивления и радости у зрителей. И появление в конце спектакля Алгысчыта в белом – символ умиротворения, наступившего благоденствия в Срединном мире.
И опять параллель – не зря великий Ковтун сделал Богами музыкантов «Кыл Саха», не зря. Он увидел в самобытных инструментах превосходство, вручил пальму первенства этническому началу. А Рашид КАЛИМУЛЛИН, председатель Союза композиторов РФ, обращаясь к оркестру Национальных инструментов, дирижеру Николаю ПЕТРОВУ, сказал буквально следующее:
«Я склоняю шляпу перед музыкантами оркестра, которые благодаря этому спектаклю стали многостаночниками».
И еще: «В Казани нет такого человека, как Руслан Якутский. Он изготавливает еще музыкальные инструменты! Я белой завистью завидую вам, потому что там есть ансамбли, но нет таких мастеров-исполнителей. И вы еще не понимаете, потом время покажет, какое благое дело он делает, какое великое дело. Я считаю это чудом, большим везением, когда есть такие талантливые люди».+

Говорят, не боги горшки обжигают, а люди. Я верю, что путь ансамбля «Кыл Саха» указывают Боги, и светлое будущее – за этими музыкантами. С премьерой, с началом новых высот и достижений!
Источник: Мария ГАБЫШЕВА, Майя – Якутск.




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us