Этно-балет «Бохсуруйуу» вновь собрал овации

6 октября Национальный театр танца открыл свой новый 38 театральный сезон с показом знаменитого этнобалета «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа») на музыку Владимира Ксенофонтова. Перед началом этнобалета зрителей приветствовал директор театра Александр Алексеев. В своей речи он поведал о предстоящей премьере «Дети Белого Солнца», планах работы, значимых юбилейных датах, гастролях в течение сезона и поздравил юбиляра – композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Владимира Васильевича Ксенофонтова с юбилеем.

Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владимир Тихонов поздравил с новым сезоном коллектив театра, зрителей и вручил государственные награды. За вклад в развитие музыкально-хореографического искусства, многолетний добросовестный труд почетным званием «Заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия)» награждена заведующая художественно-оформительской мастерской Галина Степанова, Грамотой Правительства с золотыми часами машинист сцены Филипп Христофоров. Зал чествовал Короля танца Афанасия Афанасьева с высоким званием «Народный артист Республики Саха (Якутия)».

Этнобалет «Бохсуруйуу» был посвящен к 70-летию композитора Владимира Ксенофонтова. Из истории создания этнобалета: премьера состоялась 15 марта 1997 г. Талантливая постановочная группа в составе композитора Владимира Ксенофонтова, автора либретто и режиссера-постановщика Афанасия Фёдорова, хореографа-постановщика Геннадия Баишева, художника-постановщика Марии Ядрихинской, дирижера-постановщика Николая Петрова создали этнобалет-шедевр на тему шаманизма. Этнобалет имеет счастливую судьбу, является «долгожителем», в этом году исполнилось 20 лет со дня премьеры. С первых нот «Бохсуруйуу» увлекает зрителей в иной мир, далекие времемена. Безусловно, этнобалет занял уверенную нишу в репертуаре театра, зрители с большим интересом смотрят в Якутске, Нерюнгри, также по республике. В апреле 2005 г. состоялись гастроли-турне по 3 центрам заречных улусов: Ытык-Кюеле, Чурапче, Борогонцах с показом «Бохсуруйуу». По приглашению Государственного театра Наций этнобалет был представлен на сцене Российского академического молодёжного театра (Москва, 1997), ДК «Электросила» (Санкт-Петербург, 2000), ДК «Нефтяник» (Сургут, Ханты-Мансийский Национальный Округ, 2000).

В 2004 г. за раскрытие сложнейшего духовного мировоззрения и гармоничное исполнение всех компонентов этнобалет «Бохсуруйуу» был удостоен диплома I степени электронного театрального фестиваля этно-арта «Кугу Сорта» (Республика Марий Эл). За создание музыки к этнобалету композитор Владимир Ксенофонтов был награждён бронзовой медалью и дипломом I степени им. Сергея Рахманинова. «Бохсуруйуу» – в переводе с якутского означает извлечение шаманом душевной и физической болезни с больного. Один из специфических приёмов изгнания злого духа в камлании шамана. В основе этнобалета лежит история молодого деревенского парня, на которого пал жребий стать шаманом. Дух умершего Великого Шамана предвещает себе молодую замену.

О «Бохсуруйуу» написано много статей ведущими критиками, балетоведами, знатоками фольклора, хореографами, сняты видеоверсии на НВК «САХА». «Бохсуруйуу» – эпизоды шаманского камлания, выплески психоэнергии сильного человека во имя чужой отлетевшей души, которую нужно вернуть в бездыханное тело. Якутский вариант «жизни после жизни». Или языческая версия христианского самоотречения (борьба со злыми силами требует от шамана физических и духовных жертв). А с внешней стороны – классическая иллюстрация к теории мифа: культурный герой, сражающийся с демоническими силами и с хаосом, контексте и в отторжении с духами-помощниками и духами-врагами. Балетмейстер Геннадий Баишев строит впечатляющее шоу, в котором Нижний, Средний, Верхний миры якутского эпоса, густо населённые людьми, хвостатыми чертями, белыми старцами, духами Ворона, Собаки, Телёнка и.т.д. – объединены в пантомимно-танцевальном ритуале, а сложное либретто воплощается в логичной цепи «посвящения в шаманы». Эсктатические танцы – притопы; спокойные хороводы «айыы» (добрых божеств»); гримасы бесов, один из которых держит в руках собственную голову, а другой берёт форс собственным хвостом… Все это воспринимается сторонним, неякутским взглядом точно так же, как любое красивое, хорошо сработанное и непривычное действо: чем больше любуешься, тем больше нравится. (Майя Крылова. «Терпсихора на вечной мерзлоте». «Независимая газета», Москва, 07.04.1998 г.).

«Бохсуруйуу» – воздействует на публику могучей, несомненно целительной энергетикой, учит нас магическому мышлению, выводит сюжет и идею за пределы привычного, повседневного… Когда видишь сочиненные Геннадием Баишевым композиции, так раскалено, бурно, иногда буйно выплясываемые всеми участниками, сама собой возникает странная ассоциация с нашими музыкальными новациями начала столетия. Приходят на память и Прокофьевская «Скифская сюита» и «Весна священная» Стравинского. С одной лишь «мелкой» оговоркой. Для российских гениев-новаторов корни, истоки, прообраз древних культур являлись в сильной степени экзотическим материалом, исходным импульсом в поиске чисто современных средств экспрессии. Для музыки и хореографии «Бохсуруйуу» корни, истоки, прообразы не являются лишь принадлежностью эпох. Всё здесь, рядом с нами, составляет органическую часть нынешнего бытования. А потому звучит современно. Воспринимается не стилизацией, но портретом народа – с его сложнейшей системой космических взглядов, его традициями, его тысячелетними преданиями». (Музыковед Е.Луцкая «В окружении демонов», «Музыкальная жизнь» № 11,1998 г.).

20 лет главную роль Сээнэгэя исполняет непревзойденный артист – аксакал театра Дмитрий Артемьев – такой же долгожитель, как сам этнобалет. Как удачно утвердили его на эту роль постановщики. Честь и хвала им за это! Мастер сцены, обладатель великолепной актёрской игры создал роль Сээнэгэя – молодого сельского паренька точно так же, как и 20 лет назад! Большой танцевальный опыт, постоянное совершенствование и ежедневный изнурительный труд – это результат работы неутомимого труженика – фаната Дмитрия Егоровича! В этой роли Дмитрий находится на сцене с самого начала действия и до конца. На нем одежда шамана весом несколько килограммов и бубен. И сложные по технике исполнения движения, также психологически сложная роль. Низкий поклон тебе Дмитрий от родного коллектива, наши восторг и восхищение! Аплодисменты! Аплодисменты! Аплодисменты! БРАВО!!!

Вчера состоялось несколько премьер для артистов действующего состава. Роль Старого Шамана доверили Дьулустаану Харлампьеву, который за несколько репетиций выучил одну из главных партий, полностью проник в его жизнь и рассказал языком танца непростую судьбу Шамана. Состоялась премьера и у заслуженного артиста РС(Я) Владислава Попова. В этот раз «легкий прыжковый» солист исполнил роль Сэмэнчика, друга Сээнэгэя. Талантливая и работоспособная Валентина Аммосова создала роль Өрүүски, возлюбленной Сэмэнчика. Нежная и трогательная Өрүүскэ в дуэтных танцах, глубоко и трагедийно сыграла в сценах смерти и воскрешения любимого. Великолепна Кыр Кыыс в исполнении яркой колоритной Изабеллы Егоровой. Обладательница острохарактерной роли Изабелла с самого начала этнобалета полностью притягивает к себе пристальное внимание. Множество прыжков, динамичный бег по сцене, резкие вызывающие движения, дерзкое поведение, извывающие, душераздирающие откровения – всё это в образе Кыр Кыыс, её озлобленная душа, покончившей с собой из-за безответной любви, ищет любимого в Срединном мире, создает большую угрозу жизни влюбленным Өрүүскэ и Сэмэнчик. Ийэ Кыыл (Мать Зверь Молодого Шамана) впервые исполнил Альберт Никитин, высокий, стройный, статный, музыкальный, с широкими крыльями, рассекая воздух, зависал в нем, парил над землей, помогал Сээнэгэю в борьбе с Кыр Кыыс. Образ Аар Тойона (Белого Старца) создал солист балета Василий Эверстов. Частично обновился и состав Духов – помощников Шамана, Духов Верхнего мира, Хозяек девяти перевалов. В картине Верхний мир душу Өрүүски создала солистка Виолетта Ноговицына, Душу Юноши – Семен Кузьмин. Очень красивая пара, с фактурами и данными от классического танца, они показали невероятно нежное адажио. Зрителей они увлекли в красивейшее место – Верхний мир, мир грез и фантазии, красоты и очарования, чистоты и легкости, покоя и доброты. По традиции дети артистов принимают участие в этнобалете – картине «Верхний мир»: вчера ангелочков танцевали Анжелина Ядреева, Ариана Попова, Коля Алексеев, Алена Андросова, Алиса Аммосова, Сулустаан Егоров.

Итак, открыт 38 театральный сезон Национального театра танца! Новый сезон – это новые замыслы, новые события, новые надежды. Но самая главная наша надежда – это Ваша любовь, дорогие наши зрители. Мы живем и трудимся ради Вас, ради вашей любви, ради ваших счастливых глаз, ради вашего смеха и радости!

С новым сезоном! Ждем Вас на наших спектаклях, концертах, мероприятиях!


Вера Черноградская,
заведующая литературной частью, заслуженный работник культуры РС(Я)




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us