Якутские музыкальные инструменты: традиции и современность

(из сборника «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы». Москва, 2017 г.)

У народа саха музыкальный инструментарий не так богат, как устное народное и песенное творчество, но все же один инструмент – якутский хомус — в настоящее время известен во всем мире. В Якутске находится Музей и Центр хомуса народов мира. Наряду с хомусом к древним самобытным якутским инструментам относятся струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа), дүҥүр (шаманский бубен) и несколько видов ударных инструментов.
Значительное место в развитии инструментария, как и музыкальной культуры Якутии в целом, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 видов инструментов. К ним относятся якутский хомус и эвенкийский, эвенский варган; свирель или флейта из лебяжей кости; тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; большой и выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами; резонирующий или ветряной бубен; табыки; иирэр дьаҕа; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа (кылыһах). Пути дальнейшего развития якутского музыкального инструментария М.Н.Жирков видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет культуры родственных азиатских народов, наконец, в создании оркестра национальных инструментов.
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь в начале 60-х гг. В 1961 г. в г. Якутске была проведена выставка, где были представлены инструменты, изготовленные якутскими мастерами. В 1962 г. по чертежам московского конструктора П. А. Шошина на экспериментальной мастерской Всероссийского хорового общества г. Москвы были изготовлены четыре комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно-смычковой, струнно-щипковой и ударно-шумовой групп. Щипковые инструменты таҥсыр и кылыһах (якутская балалайка) были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас. В 1963 г. в Якутском музыкальном училище был создан первый оркестр якутских народных инструментов. В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. В 1967 г. бурятские мастера под руководством конструктора-изготовителя Б.Д. Дугарова, используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских инструментов создали вариант якутского оркестра. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неприемлемы для исполнителей. «Шошинские» и «дугаровские» комплекты не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной национальной специфичностью звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов. Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, А.И. Чахов, В.А. и М.В. Мохначевские, П.П.Семенов. Неоценим также вклад пропагандистов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголева-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захарова-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают несколько оркестров якутских инструментов при Детских школ искусств. Во всем мире известны исполнители на якутских инструментах Альбина Дегтярева с этно-группой “Айархаан”, Клавдия и Герман Хатылаевы. Пропагандистом и популяризатором профессионального исполнительства на якутских национальных музыкальных инструментах является Оркестр Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева – Кыыл Уола (рук. Николай Петров), который был создан в 1993 году. Коллектив ведет активную концертную деятельность, пропагандирует народное инструментальное исполнительство, работает над развитием якутского инструментария, занимается популяризацией национальной музыки. Сегодня в оркестре используются все известные якутские инструменты. В состав оркестра также введены баян, скрипки, флейта, бас гитара.
Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент-варган. При игре хомус прижимают к зубам, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком. Железный хомус используется как инструмент богатых темброво-колористических возможностей. Репертуар нашего оркестра содержит ряд оригинальных произведений с хомусом.
Кырыымпа (или, по забытому названию, кылыһах) играет важную роль в качестве солирующего национального музыкального инструмента в якутском оркестре. По мнению А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Исполнитель, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат на плече. В нашем оркестре используются разновидности: тойук-кырыымпа, хоппо-кырыымпа и сэргэ-кырыымпа, кыл (кылыһах). Хоппо- и сэргэ-кырыымпы изготовленные мастерами М.В. и В.А.Мохначевскими похожи на классические скрипки. Способы и приемы игры схожи со скрипичными. Тойук-кырыымпа имеет две металлические струны, корпус инструмента — круглой формы. Держат тойук-кырыымпу вертикально, упирая в колено. Кыл (кылыһах) изготовлены мастером Р.П.Габышевым, который является артистом нашего оркестра. На кыл (кылыһах), как и на тойук-кырыымпе играют сидя, зажав корпус между коленями или держа на колене, гриф держится левой рукой почти вертикально вверх. Корпус инструмента деревянный, имеет форму камелька (якутской печи) обтянутого кожой. Безладовый гриф увенчивается фигурной головкой. На шейку натягиваются две или три струны из конских волос, струны настраиваются в унисон, в кварту, в квинту. Звукоизвлечение флажолетное, играется не прижимая пальцы до грифа. Смычок слегка выгнутый, крепление волоса свободное, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры зажимая ладонью.
Таҥсыр (малый, альтовый, басовый) — струнно-щипковый трехструнный инструмент квартового строя (e, a, d). У древних якутов существовал прообраз этого инструмента и он был струнно-смычково-щипковым. Первый вариант реконструированного тансыра отличался от настоящего. Дека была из кожи, на грифе не было ладов, металлических порожков. В основу же современного тансыра квартового строя легли инструменты народов Средней Азии и русской домры. Тансыр отличается от домры формой корпуса, образованной двумя плоскими деками с обечайкой. Гриф разделен на полутоновые лады-порожки. Звук извлекается медиатором. С домрой схож и характер звука. Диапазон чуть больше двух октав (e¹-a-h³) на малом таҥсыре. В 1994 году московский мастер В.Н.Алексеев по эскизам якутского мастера В.А.Мохначевского изготовил для нашего оркестра струнно-щипковые инструменты таҥсыр и кылыһах-якутскую балалайку. Тансыр используется не только в ансамблевой, но и в сольной практике. По мнению знатока якутского инструментария А.И.Чахова таҥсыр, кырыымпа в корне имели один эталонирующий образ кылыhах. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кылыһах-кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах (якутской балалайки).
Кылыһах (якутская балалайка) — струнно-щипковый инструмент. Раньше струнно-смычковый инструмент “кыллаах кырыымпа” называли кылыһах. Слово «кылыһах» состоит из двух корней «кыл» и «сах». Согласно словарю Э.К. Пекарского кыл – это волос конского хвоста или гривы, который служит струной. Сах – обозначает удар по какому-нибудь предмету вскользь. В современной исполнительской практике, в том числе и в нашем оркестре используется созданное семейство трехструнных кылыhах (якутских балалайек) – прима, секунда, альт. Их роль — преимущественно аккомпанирующая.
Ударные инструменты оркестра изготовлены в республиканской мастерской с. Бердигестях, мастерами А.И.Чаховым и А.М. Бродниковым. Группу ударных инструментов представляют бубны, күпсүр (кюпсюр), дьаҕа, хобо, хабардьа. Дүҥүр (дюнгюр) — (род шаманского бубна) состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» — деревянной лопаточкой, покрытой шкурой. Күпсүр (кюпсюр) — сделан из выдолбленного дерева обтянутой с обоих концов кожей. Ударяют по ним кожаной колотушкой. Кюпсюр имеет разные размеры, от чего зависит высота звука. Дьаҕа (джага) — ударно-шумовой инструмент, полая деревянная погремушка. Снаружи нанизаны деревянные бабки. Трескучий звук, от ударов друг о друга деревянных бабок и о поверхность погремушки, издается путем встряхивания инструмента. Хобо – аналог деревянной коробочки. Мас хобо – ударный инструмент, который состоит из нескольких деревянных пустых коробочек определенной высоты соединенных между собой. Хабардьа (хабарджа) — своеобразный аналог маракаса. Это плоский полый деревянный короб с находящимися внутри круглыми шариками. Звук извлекают ребром ладони или покачивая в разные стороны.
В оркестре работал мастер-изготовитель, экспериментатор Н.Е. Орлов, который на основе найденных в народе инструментов и традиционной бытовой утвари изготовил духовые и ударно-шумовые инструменты дуораанчык, айаа, дьырылатар из коровьего рога, свистульки – чыбырҕатар, чуһуурдар, разнообразия дьаҕа, мас табык и т.д. Дуораанчык (дуораанньык) — язычковый духовой инструмент из камыша с надрезным язычком и 6 пальцевыми отверстиями. Имеет диатонический звукоряд. Айаан — звукоподражательный духовой инструмент, название которого происходит от слова «айаатыыр» (горланит, ревет). Из него путем втягивания в себя воздуха извлекаются звуки обертонового ряда, имитирующие крик животного. Айаа — инструмент похожий на айаан, сделан из бересты.
В настоящее время оркестр ведет работу по канонизации традиционных якутских национальных инструментов. Предстоит огромнейшая работа над техническим совершенствованием якутских музыкальных инструментов и расширением их выразительных возможностей совместно с этнографами, мастерами-изготовителями и исполнителями.
Начиная с 2014 года инструментарий нашего оркестра стал пополнятся аутентичными инструментами кылыһах Руслана Габышева, которые дали новое звучание якутскому оркестру в плане тембра, красок, дополнив якутскую партитуру. Инструменты мастера дали большой толчок в развитии всего якутского инструментария в целом. В республике возрождается изготовление и исполнительство самобытного якутского струнно-смычкового инструмента кылыһах со струнами из конских волос. Р.Габышев воссоздал новый вид кылыһах «кыл». Являясь не только мастером, но и прекрасным исполнителем он добился звучащегося инструмента. Его инструмент высоко оценил известный мастер А.И.Чахов, который сказал, что именно Русланом Прокопьевичем найдены звуки, которые они, мастера, искали более 50 лет. Именно на его «кыл» точно воспроизводятся якутские кылыһахи при звукоизвлечении, и можно услышать якутские манеры пения: дьиэрэтии и дэгэрэн. «Кылысахи Руслана Габышева знатоки называют «говорящими». Они и правда будто разговаривают по-якутски» — говорит известный музыковед А.П.Решетникова. Пропагандистами инструмента «кыл» и популяризаторами исполнительства на них является ансамбль «КЫЛ САХа», который был создан в декабре 2014 года. Все инструменты ансамбля изготовлены мастером и солистом ансамбля Русланом Габышевым. В составе ансамбля — музыканты оркестра национальных инструментов НТТ РС(Я), артисты театра Олонхо, преподаватели музыкального колледжа. За эти годы ансамбль принял участие во многих мероприятиях, концертах, часто принимает участие в телепередачах. Музыканты сотрудничают с этно-исполнителями, театром Олонхо и др. Летом 2015 г. ансамбль получил звание «Лауреата» республиканского фольклорного фестиваля — конкурса, посвященного 115-летию С.А.Зверева-Кыыл Уола в с. Сунтары. В декабре 2015 г. выступление ансамбля высоко оценили московские и питерские зрители и слушатели. Председатель Союза композиторов России Р.Ф.Калимуллин на IX Съезде композиторов Якутии (2016 г.) о выступлении оркестра, ансамбля сказал: «Ансамбль «КЫЛ САХа» при помощи музыкальных инструментов воспроизводит ваше национальное пение. Это уникальный коллектив, который обладает специфическим звучанием. Это несравнимо ни с чем». 21 апреля 2016 г. состоялся творческий концерт ансамбля «Кыл кырыымпа». Впервые в республике на протяжении всего концерта звучал возрожденный самобытный струнно-смычковый инструмент кыл со струнами из конских волос. В этот вечер зрителям и слушателям были подарены оригинальные композиции на кыл: импровизации на мелодии осуохаев (оһуохай араастара), тойуков и народных мотивов, якутские народные песни, композиции, песни мелодистов-авторов песенников. Ансамбль аккомпанировал танцевальным коллективам и детским вокальным ансамблям. В исполнении артистов ансамбля прозвучали переложения произведений якутских композиторов. Летом на национальном празднике «Ысыах» ансамбль подарил гостям и зрителям Якутска праздничный концерт. Ансамбль участник III Международного фестиваля «Встреча Шедевров Юнеско на земле Олонхо» в рамках VI международных спортивных игр «Дети Азии». Солист ансамбля Руслан Габышев в июле 2015 года принимал участие на Международной конференции по национальным инструментам и в 43 Международном фестивале традиционной музыки в Казахстане, а в 2016 г. (июль) — на IX Международном фестивале тюркской традиционной музыки «Астана-Аркау». Артисты ансамбля проводят мастер-классы с целью ознакомления, сохранения, развития и пропаганды исполнительства на инструменте. Ведется работа с композиторами по созданию оригинального репертуара. Планируется выпуск CD — диска и видеоклипа.

Анна ТОМСКАЯ,
артистка оркестра НТТ РС(Я), руководитель ансамбля «КЫЛ САХа»
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова и АГИКИ,
отличник культуры РС(Я), член СТД РФ

«Конструктивные особенности струнного смычкового инструмента КЫЛ якутского мастера и исполнителя Р.П. Габышева»
(из сборника «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы». Москва, 2017 г.)

Струнный смычковый музыкальный инструмент народа саха — кырымпа — единственный инструмент, среди аутентичных якутских музыкальных инструментов, имеющий тоновую организацию. Кырыымпа имеет большое количество вариантов, касающихся как внешних параметров, так и отличающихся по технике игры. Мастера изготавливали этот инструмент по своему внутреннему восприятию и подстраивали под индивидуальные антропометрические данные. Аутентичным вариантом кырымпы является так называемый кылысах. Исполнитель держит инструмент на коленях вертикально. Звук извлекается путем ведения смычка по струнам, пальцы исполнителя не прижимают струны к грифу. Такое звукоизвлечение способствует получению натурального флажолета, насыщенного обертонами. В старину кылысах сопровождал сольное пение (тойук). В течение более 50 лет, мастерами республики проведено много экспериментальной поисковой работы, касающейся реконструкции струнного смычкового инструмента.
Интерес к возрождению кылысах переживает в республике новый подъем. В данное время появился мастер, вобравший опыт предшествующих мастеров, в частности опыт народного мастера А.И. Чахова и внедряющий в свою продукцию те ценностные качества музыкального инструмента, которые требуются современным исполнителям — качественное сырье, удобство конструкции, акустические свойства. Мастер изготовитель из Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Руслан Прокопьевич Габышев разработал концертный вариант кылысах. Его авторские инструменты получили общее наименование – кыл. Они предназначены как для сольной, так и для ансамблевой игры. Изготовленные им ранее инструменты прошли удачную апробацию на сценах г. Якутска. Исполнители отмечают удобство конструкции и своеобразное звучание.

В результате поисковой работы у инструментов Р. Габышева сложились определенные конструктивные признаки: вертикальный корпус инструмента трапециевидной формы, сужающийся от основания к верху, с открытым дном.
Инструмент натянут кожей сырой выделки. Гриф относительно корпуса длинный и узкий (приблизительно 30-40 мм). Инструменты имеют по две или три настраиваемых струны из некрученых конских волос. Количество волосков определяет регистр. Каждая струна имеет отдельную высокую подставку. Все струны являются настраиваемыми, рабочими а при голосоведении на одной струне остальные две струны принимают бурдонирующую позицию.

Дифференцированные подставки имеют большое значение для настройки инструмента в условиях температурных перепадов. Под головкой на верхней части грифа расположен мобильный порожек, также, служащий для настраивания инструмента. Средняя длина колков 100 мм. Большие размеры колков предназначены для быстрого и удобного натягивания струн.
Общая длина инструментов колеблется от 725 мм до 815 мм. Длина корпуса относительно общей длины примерно = 1 х 3. Например, при общей длине = 740 мм, длина корпуса = 235 мм.
При выборе дерева для изготовления кыл Р. Габышев не делает определенного предпочтения той или иной породе. Мастер подчеркивает, что все деревья, произрастающие на территории республики пригодны для изготовления кыл, и их разнообразие в продукции предполагает получение инструментов с различными тембровыми свойствами.
1. В основе корпуса данного инструмента – усеченный конус с открытым дном, где урезана 2/3 части по верху, в результате форма приобретает очертания печи камелька. Этот вид инструмента автор наименовал — кыл-камелек. С урезанной стороны натянута шкура сырой выделки, которая служит верхней декой.

Общая длина инструмента 740 мм. Корпус: длина 235 мм, диаметр дна 110-115 мм. Гриф: 330 мм, ширина 27-19 мм. Головка – 168 мм, колки – 88 мм. Инструмент имеет три волосяные струны, и три подставки под каждую струну.
2. Нижняя дека и гриф с головкой представляют собой монолитную деталь. Верхняя дека – шкура сырой выделки, прибита по краю деревянной деки мелкими гвоздями. Дно не покрыто. Для удобства транспортировки мастер расположил колковый механизм на тыльной части шейки. Инструмент имеет три струны из конских волос с отдельными подставками под каждой струной.
Общая длина инструмента – 805 мм. Корпус: длина — 245-237 мм, глубина 40 мм. Головка – 213 мм, колки – 80 мм.

3. Данный инструмент мастер оценивает как самый удобный вариант в конструктивном и звуковом отношениях. Деревянный корпус инструмента имеет совкообразную форму. Изделие в конечном итоге представлено без шлифовки и лакокрасочных покрытий. Гриф относительно корпуса широкий. Корпус обтянут шкурой сырой выделки. Инструмент имеет три струны из конских волос с отдельными подставками под каждой струной. С лицевой стороны шейки приспособлен гитарный колковый механизм. В качестве эксперимента и в целях быстрого настраивания Р. Габышев оснастил данный инструмент двумя порожками – верхним стационарным и подвижным порожком в грифе.
Общая длина инструмента 815 мм. Корпус: длина — 250-215 мм, ширина – 125-94 мм, глубина 82 мм. Гриф: длина 380 мм, ширина 39-38 мм, глубина 38-25 мм. Длина головки 180 мм.

Инновационным мероприятием по конструированию кыл мастера Р.П. Габышева является: а) дифференциация струнной подставки. Мастер изготавливает к каждой струне отдельную подставку, б) открытое дно, одновременно служащее резонаторным отверстием, в) использование подвижного порожка, предполагающее быструю настройку струн.
Руслан Габышев является перспективным мастером изготовителем, практикующимся на струнном инструменте кыл, а также непревзойденным исполнителем. Инструменты Р. Габышева могут стать эталонообразующими инструментами среди якутского струнного смычкового инструментария. В данное время они нашли применение в оркестре национальных инструментов НТТ им. С.А. Зверева-Кыыл Уола в постановках хореографических спектаклей, тематических вокально-инструментальных концертах и др.
В 2014 году под руководством артистки оркестра национального театра танца РС(Я) им. А.С. Зверева Томской А.И. организован ансамбль «КЫЛ Саха». За прошедшие два года ансамбль принял участие в разных мероприятиях, концертах, не раз принимал участие в республиканских и зарубежных телепередачах, на конференциях разного уровня, стал лауреатом различных конкурсов. Музыканты ансамбля тесно сотрудничают с этно-исполнителями солистами, театром Олонхо, с вокальными и танцевальными ансамблями, с союзом писателей РС (Я). В декабре 2015 г. выступление ансамбля высоко оценили зрители двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. В 2016 г. состоялся творческий концерт ансамбля «Кыл САХА». Впервые в республике на протяжении всего концерта звучал возрожденный самобытный струнно-смычковый инструмент кыл со струнами из конских волос. Артисты ансамбля, кроме сценической работы начали активную педагогическую деятельность. Ими организованы систематизированные мастер классы по обучению населения игре на кыл.
С целью возрождения и сохранения якутского струнного смычкового инструмента кыл и формирования традиции исполнительства в данное время разрабатывается проект концепции. Разработчики концепции — главный дирижер оркестра Национального театра танца РС(Я) Петров Николай Павлович, руководитель ансамбля «Кыл САХА» Томская Анна Ивановна, искусствовед Шамаева Мариам Ивановна — для достижения цели поставили задачи по стандартизации универсальной конструкции инструмента кыл; разработке учебно-методического материала по обучению игре на инструменте; издания учебных, хрестоматийных пособий по игре на кыл; созданию материально-технической базы для изготовления и ремонта инструментов; основанию школы исполнительского мастерства на струнно-смычковом инструменте кыл; созданию единой площадки для проведения концертов, мастер классов.
Концепция имеет 4 направления реализации:
1. Разработка и стандартизация универсальной конструкции инструмента кыл. Результатом работы по этому направлению станет получение единого эталонообразующего струнно-смычкового музыкального инструмента кыл кылысах и получение патента на промышленный образец кыл.
2. Научно-исследовательская деятельность, охватывающая теоретические исследования, экспедиционные выезды, организацию научно-практических конференций, разработку учебно-методического материала по обучению игре на кыл.
3. Образовательная деятельность, сосредотачиваемая на организации единого центра исполнительства, изготовления, изучения инструмента кыл.
4. Концертная деятельность, предполагающая организацию концертов, гастрольных поездок по республике и за ее пределами, а также участие на Международных конкурсах фольклорной, этнической музыки.
Результатом реализации Концепции должны стать следующие показатели: функционирование единого центра кыл со структурой: исполнитель – мастер – музыковед. Таким образом, в центре должны располагаться 3 основных отдела:
1. Отдел концертных программ;
2. Научно-методический отдел;
3. Мастерская по ремонту и изготовлению инструмента кыл.

Мариам ШАМАЕВА,
преподаватель теоретических дисциплин
ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»,
старший научный сотрудник Музея музыки и фольклора народов Якутии,
отличник культуры РС (Я)

Весна достижений «КЫЛ САХа»

Ансамбль «КЫЛ САХа» в результате слаженной и последовательной работы мастера-изготовителя якутских инструментов Руслана Габышева, музыкантов ансамбля при поддержке главного дирижера оркестра национальных инструментов Н.П.Петрова встречает долгожданное якутское лето с рядом достижений.
Так, в начале мая ансамбль «КЫЛ САХа» стал номинантом на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» по итогам заочного отборочного тура престижного Конкурса, который проходил в г.Москва. Ансамбль выбран в числе 49 сильнейших участников из 235 коллективов и солистов из 44 субъектов РФ и 12 стран зарубежья. Очное участие во II туре Международного фестиваля-конкурса этнической музыки «МИР Сибири» пройдет в п.Шушенское Красноярского края в июле 2017 года. За звание Лауреата в номинации «Инструментальный ансамбль» наряду с нашим ансамблем номинированы музыканты из Монголии, Башкирии и Удмуртии.
12 мая на сцене САТ им.П.А.Ойунского Театр Олонхо представил исполнение первой песни олоҥхо «Ньургун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского. Музыку к Олонхо написал автор проекта Виталий Власов, озвучил оркестр национальных инструментов под руководством Николая Петрова. Участие ансамбля «КЫЛ САХа» слушатели приняли очень тепло и радужно. Солист и мастер Руслан Габышев ознакомил слушателей со звуками своего ох саа — кыл. Много писем и отзывов получаем после выступления, пишут о желании послушать олонхо в сопровождении архаичных звуков наших кыл, якутских ударных инструментов. В последнее время Руслан Прокопьевич работает над изготовлением, манерой исполнения на тансыре (якутском струнно-щипковом инструменте). Ансамбль часто выступает на различных сценах, записывается на телевидение, работает над созданием фонограмм, ведет мастер-классы по игре на инструменте. В настоящее время готовит учащихся ЯГНГ, юных исполнителей ансамбля «Айыы сыдьаайа» (рук. Александра Алексеева) для участия на международном фестивале.
14 мая по НВК показали передачу «Кыл кылыһах» в программе «Кэм кэрэһитэ» с Сарданой Плотниковой. Автор рассказала о якутских музыкальных инструментах, мастерах, исполнителях. Подробно было показано изготовление инструмента «кыл» автором, мастером Р. Габышевым. Руслан Прокопьевич воссоздал якутский струнно-смычковый интрумент «кылыһах» (старинное название кырыымпы). О работе над его инструментами и в целом развитии исполнительства на якутских инструментах рассказали музыканты ансамбля «КЫЛ САХа» и музыковед Мариам Шамаева.
Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия музыки имени Гнесиных, Факультет фольклорного искусства, Кафедра национальных инструментов народов России издал сборник «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы», куда вошли статьи музыковеда Мариам Шамаевой и руководителя ансамбля Анны Томской. Научное издание включает в себя доклады и статьи участников Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила в марте 2017 года в Российской академии музыки имени Гнесиных. Организатором конференции является кафедра национальных инструментов народов России РАМ имени Гнесиных. В публикациях рассматриваются различные аспекты проблемы сохранения национальных традиций в народно-инструментальном искусстве. В числе авторов профессора, педагоги, руководители Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова, Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, Забайкальского краевого училища искусств, Челябинского государственного института искусств, Восточно-Сибирского государственного института культуры, Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова, Санкт-Петербургского гуманитарного университета. В научное издание вошли статьи, доклады ученых, исполнителей, педагогов регионов России М.И.Имханицкого, В.К.Петрова, Д.И.Варламова, А.С.Ярешко, А.А.Михайловой, А.Ю.Патошиной, В.В.Китова и др. В сборник включены статьи «Якутские музыкальные инструменты: традиции и современность» Анны Ивановны Томской — артистки оркестра национальных инструментов НТТ РС (Я), преподавателя Якутского музыкального колледжа (училище) имени М.Н.Жиркова, руководителя ансамбля «КЫЛ САХа» и «Конструктивные особенности струнного смычкового инструмента кыл якутского мастера и исполнителя Р.П.Габышева» Мариам Ивановны Шамаевой — преподавателя Якутского педагогического колледжа им. С.Ф.Гоголева, старшего научного сотрудника Музея музыки и фольклора народов Якутии. Составители сборника доктор педагогических наук, профессор А.С.Базиков, профессор В.К.Петров. Сборник предназначен для преподавателей, студентов и аспирантов музыкальных ВУЗов и училищ, работающих и обучающихся в области народно-инструментального искусства, издан в типографии издательства «ПРОБЕЛ-2000».

Анна ТОМСКАЯ




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us