Творческое объединение «Кырыымпа» при Национальном театре танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола

Новый 2017 год Национальный театр танца начинает с последовательной реализации плана создания профессионального народного инструмента «кырыымпа». Теоретическое обоснование, конструирование и использование этого инструмента в профессиональной практике является приоритетным направлением развития якутской инструментальной культуры в ближайшие годы. В связи с этим в театре создано Творческое объединение «Кырыымпа». Рабочую группу объединения возглавила художественный руководитель театра Светлана Бессонова. В состав группы вошли: директор Александр Алексеев, главный дирижер Николай Петров, артисты оркестра Валентина Колесова, Лена Ноева, Анисия Габышева, доктор искусствоведения Игорь Воробьев (Санкт-Петербург), доктор искусствоведения Ангелина Лукина, музыковед Варвара Дьяконова, мастера-изготовители Владимир Алексеев (Москва), Тихон Дьячковский (Бердигестях), композитор Владимир Ксенофонтов, музыканты Клавдия и Герман Хатылаевы.
Необходимость создания профессионального оркестрового инструмента «кырыымпа» обусловлена целым рядом обстоятельств, которые коренятся в истории и современном бытовании якутского национального инструментария.
Кырыымпа – один из самых древних якутских музыкальных инструментов. Существуют сведения о том, что в древности кырыымпа носила название кылысах от слов «кыл» — конский волос и «сах» — удар вскользь. Впоследствии название изменилось. И в «Атлас музыкальных инструментов народов СССР» (Вертков К.,Благодатов Г., Язовицкая Э.,М.,1975) этот якутский инструмент вошел уже под именем «кырыппа». Впервые сведения о существовании у якутов наряду с другими инструментами кырыымпы были зафиксированы в историко-этнографических исследованиях путешественников и политссыльных ХIХ века. Однако в этих описаниях отсутствует информация о конструкции инструментов и их функциях в народной культуре. В ХХ веке интересные сведения о фольклорных инструментах народа саха появляются в трудах исследователей С.И. Боло, Г.У. Эргиса, А.А. Попова, Н.А. Алексеева, Е.Н. Романовой и др., а также композиторов М.Н. Жиркова, Г.А. Григоряна, музыковедов Г.Г. Алексеевой, Ю.И. Шейкина и др.
Одним из первых большую работу по выявлению специфики фольклорного инструментария народа саха провел М.Н. Жирков. В якутской музыке процесс кристаллизации инструментальной культуры как самостоятельной сферы фольклора шел достаточно медленно. Соответственно и процесс становления оркестра национальных инструментов даже в ХХ веке не отличался значительной динамикой. Во многом это было обусловлено тем, что аутентичная инструментальная традиция плохо сохранилась в контексте современной фольклорной практики. Поэтому традиционный инструментарий саха, на базе которого могло развиваться ансамблевое музицирование, по существу надо было возрождать. Для создания якутского народного оркестра М.Н. Жирков провел сравнительное изучение образцов инструментов различных регионов Азии и предложил реконструировать некоторые якутские фольклорные инструменты (кырыымпа, дюнгюр, купсюр), чтобы наделить их оркестровыми возможностями.
За воплощение этой идеи с конца 1950-х годов активно взялись энтузиасты и мастера. В 1958 г. Домом народного творчества (ДНТ) была начата работа по возрождению якутских музыкальных инструментов. Появилась целая плеяда мастеров: в Таттинском улусе – П.Г. Марков, П.И. Деляев, А.И. Михайлов, А.И.Чахов; в Мегино-Кангаласском – С.И. Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Д. Избеков; в Амгинском – И.М. Неустроев-Ырыа Ылдьаа; в Верхневилюйском – Т.И. Дойдуков, Д.К. Прокопьев; в Вилюйском – И.Ф. Захаров-Кылыадьы Уус; в Горном – В.А. и М.В. Мохначевские; в Абыйском – П.Е. Слепцов; в г. Якутске – П.А. Охлопков и др.
Первые образцы якутских музыкальных инструментов, изготовленные мастерами П.П. Семеновым, И.Д. Избековым, А.И. Чаховым, В.А. Мохначевским и др., были представлены на выставке в 1961г., организованной сотрудником ДНТ Г.Г. Сыромятниковым. Но результаты выставки были признаны неудачными, что послужило причиной заказа изготовления якутских оркестровых инструментов московскому мастеру П.А. Шошину. По всей вероятности основной причиной неудач первых инструментов якутских мастеров является то, что при их реконструкции наибольшее внимание было уделено поискам традиционной формы и эстетической составляющей внешнего вида инструмента. Так появлялись разновидности кырымпы: чорон, сэргэ, кытыйа и т. д. В процессе создания и поиска разнообразных конструктивных вариантов мастера не учли, пожалуй, самой важной составляющей любого музыкального инструмента, а именно его «голоса», то есть тембра.
В октябре 1962 г. в Якутск прибыл первый комплект из 24-х якутских инструментов, изготовленный по чертежам известного конструктора П.А. Шошина. Следующий год знаменует рождение первого оркестра якутских народных инструментов в Якутском музыкальном училище (руководитель Н.А. Наумов). В том же году оркестр из «шошинских» инструментов принял участие в концерте, состоявшемся в рамках Конференции северных народов в г. Хабаровске. В 1967 г. бурятским мастером Б.Д. Дугаровым был представлен комплект из 24-х инструментов струнно-смычковой группы, изготовленный по эскизам Г.Г. Сыромятникова. Музыковед Г.Г. Алексеева отмечает, что «оба комплекта якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания» (Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки, Якутск, 1994).
Несмотря на нерешенные вопросы, связанные с конструкцией инструментов и их этническим звучанием, мастера А.И. Чахов, В.А. Мохначевский, И.М. Неустроев и др. продолжили работу по созданию оркестровых народных инструментов.
Со второй половины 70-х годов начинают свою деятельность первые самодеятельные оркестровые коллективы Якутии. В 1974 г. народными мастерами В.А. и М.В. Мохначевскими в с. Бердигестях создается ансамбль «Кылысах». С того времени якутские инструменты стали широко использоваться и совершенствоваться. Следующим важным шагом стала работа цеха и мастерской по изготовлению якутских народных музыкальных инструментов в Верхневилюйске (1977) и Бердигестяхе (1995).
В 1993 году вышла книга одного из известных мастеров кырыымпы А.И. Чахова «Народные музыкальные инструменты Якутии», а в 2012 г.«Звуки музыки наших предков. Эти книги увековечили многолетний труд Александра Ивановича Чахова по изучению старинных музыкальных инструментов народа саха, способах и методах исполнения на них. В 1991 г. именитый мастер подарил двухструнную сэргэ-кырыымпу Клавдии и Герману Хатылаевым, с того времени они являются не только известными в республике концертными исполнителями, но и собирателями, исследователями и пропагандистами якутских традиционных музыкальных инструментов.
Активная концертная деятельность самодеятельных коллективов, не прекращающиеся плодотворные эксперименты якутских инструментальных мастеров, интерес общественности республики к развитию традиционных инструментов в итоге обусловили появление профессионального оркестра национальных инструментов. Так, в 1993 г. создается первый профессиональный оркестр якутских национальных инструментов при Национальном театре танца РС(Я), репертуар которого на протяжении вот уже 24 лет формирует его главный дирижер Николай Петров. В первые годы своего существования в оркестре использовались инструменты Мохначевских. В 1995г.на основе оригинальных эскизов мастера В.Мохначевского были изготовлены концертные струнно-щипковые инструменты группы «тансыр» и «кылыcах» московским мастером В.Н.Алексеевым, который в дальнейшем реконструировал и обновил группы «танцыр» (тип домр); тансыр – прима, тансыр-альт, тансыр-бас.
На сегодняшний день одна из главных проблем оркестра национальных инструментов НТТ РС(Я) – это отсутствие в его составе кырыымп, которые пока замещаются скрипками. Между тем, именно кырыымпа должна являться главным солирующим инструментом и придавать исконно якутское звучание национальным мелодиям и произведениям современных композиторов.
Что же мешает использовать кырыымпу в оркестре национальных инструментов? Ведь этот инструмент давно создают якутские мастера! Как это ни странно, но эта проблема была выявлена еще во времена М.Н. Жиркова и не решена по сей день. Реконструированные образцы фольклорной кырыымпы ни в советское время, ни в наши дни не позволяют использовать ее в профессиональном оркестре. Ее технические возможности пока ограничены и распространяются на исполнение фольклорного репертуара. Между тем, технические требования современного оркестра национальных инструментов с каждым годом повышаются, усложняются требования современных композиторов, да и исполнительское мастерство музыкантов становится все совершеннее. Это обстоятельство остро ставит вопрос о создании профессионального народного инструмента «кырыымпа», который с одной стороны, удовлетворял бы современным профессиональным требованиям исполнительства, с другой – обладал бы специфическим аутентичным звучанием. Без этого инструмента якутский оркестр не может считаться в полном смысле оркестром национальных инструментов.
Национальный театр танца РС(Я) может и должен стать той теоретической и практической базой, на основе которой будет создан этот репрезентативный для якутской национальной традиции инструмент. Театр обладает на сегодняшний день всеми ресурсами и возможностями для его создания. Во-первых, при театре существуют оркестр национальных инструментов и мастерская по созданию национальных инструментов. Во-вторых, театр обладает широкими творческими возможностями для развития национального инструментария (использование национальных инструментов в концертной и театральной практиках). Наконец, театр обладает огромными ресурсами, связанными с просветительской и научно-педагогической деятельностью. Как отмечал первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев «Театр должен стать платформой для культивирования духовного роста общества. Театр способствует созданию новых поколений – образованных и культурных». Поэтому проект по созданию профессионального инструмента «кырыымпа» не может ограничиться его конструированием и организацией его производства. В перспективе — разработка учебных пособий и методик игры на кырыымпе, внедрение инструмента в факультативные, а затем и обязательные программы подготовки инструменталистов в средних специальных и высших учебных заведениях Якутии. Необходимо выработать новый вектор развития и профессионализации жанров народного творчества, но при этом сохранить в них подлинно национальный дух.
В связи с вышесказанным создание Творческого объединения «Кырыымпа» является задачей стратегической важности не только для самого Театра танца. Деятельность объединения может вписаться в структуру республиканских и общегосударственных мероприятий, связанных с сохранением и развитием культуры народов России. Кроме того, кырыымпа, как и давно уже ставшие символами музыкальной профессиональной культуры Якутии хомус, кылысах (тансыр), тансыр, должна превратиться в узнаваемый образ якутской музыки как в России, так и на международной арене. Поэтому формирование традиции профессионального исполнительства на кырыымпе неразрывно связано с культивированием международного интереса к этому инструменту как к неотъемлемому признаку самобытной якутской культуры.

Рабочая группа




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us