На краю Ойкумены Афанасия Томского

19 мая Национальный театр танца представил спектакль «На краю Ойкумены», посвященный 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности заслуженного артиста Республики Саха (Якутия), члена Союза театральных деятелей Российской Федерации, автора музыки спектакля, оркестровок, инструментовок, солиста оркестра национальных инструментов Афанасия Афанасьевича Томского.

Из истории создания спектакля:
Премьера спектакля «На краю Ойкумены» состоялась 24 декабря 2012 года. Сценарий к спектаклю был написан Алексеем Чикачевым – человеком удивительной судьбы, учёным-краеведом и гуманистом по духу, который задался целью увековечить в своих книгах память о добрых делах людей родного Крайнего Севера. Спектакль увидел свет благодаря большой и дружной творческой группе: автор музыки — Афанасий Томский, режиссер, хореограф – постановщик Геннадий Баишев, художник – постановщик – Марьяна Оконешникова, дирижер – постановщик — Николай Петров, хормейстер – постановщик – Надежда Теплоухова, ассистент хореографа – Людмила Антипина.

В основу сюжета легло событие о том, что «в конце XVII века, спасаясь от тяжелой государственной ратной службы, жители Новгородчины двинулись на восток по морю на кочах, достигли Индигирки, поселились на Нижней Индигирке и назвали свое поселение Русским Устьем…
Здесь новые поселенцы, переженились, по их выражению, на «прекрасных юкагирках», пустили глубокие корни в ледяную землю, разучились пахать и сеять, зато стали отменными рыбаками и охотниками…

Восприняв от соседей все необходимое для жизни и ведения хозяйства в условиях Арктики, они не утратили своего национального самосознания. В наши дни только здесь можно было слышать древние русские песни, сказки, обряды, давно забытые в других местах России…

Современные русскоустьинцы по-сыновьи любят родные места: и студеную кормилицу Индигирку, и Тундру-матушку, и щедро разбросанные по ней рыбные озера. Их тяга к новой жизни удивительно сочетается с желанием жить и работать на своей неласковой, но родной земле…» (Алексей Чикачёв).
Перед тем, как приступить к постановочной работе над спектаклем, Геннадий Баишев, Афанасий Томский, кандидат исторических наук Анатолий Саввинов посетили экспедицией с. Чокурдах Аллаиховского улуса, посетили местный краеведческий Музей, встречались с участниками художественной самодеятельности. О поездке написал Анатолий Саввинов Газета «Якутия», 4.04.2008, «Живые традиции Русского Устья»: «Подготовка к созданию спектакля по сценарию известного исследователя культуры и быта русских северных старожилов Алексея Гавриловича Чикачева под рабочим названием «На краю Ойкумены» привела небольшую экспедиционную группу из Национального театра танца в Аллаиховский улус. Старинное село Русское Устье, что в низовьях Индигирки, давно стало своеобразной Меккой для исследователей русской словесности, литераторов, полярных путешественников. Маленький островок старинной русской культуры в далеком Заполярье сохраняет свою притягательность не только для ученых-историков, в последнее время он привлекает и представителей творческих союзов… Одна из уникальных черт Русского Устья – удивительный местный говор, чудом сохранившийся до наших дней… Если «Рассоха» исполнялась с припевками-частушками, то «Омуканово» танцевали в сопровождении «припевальщиков» — людей с особым голосовым даром: прежде всего хорошим дыханием, исключительной музыкальностью, темпераментом, артистизмом. От исполнителей «досельных» плясок требовались не только особая пластика движений, но и умелое сопровождение горловым пением, ритмичные притопывания и прихлопывания в ладоши. Плавные, грациозные движения танцующих обычно подбадривались специфическими фразами и возгласами припевальщиков «Ца-ца! Ца-ца! Выше! Выше!. Эти импровизационные танцы отличались особой архаикой, в основе которых, видимо, лежат традиции древнерусских плясок жителей Русского Севера. Отличительной чертой «досельных» танцев является наличие в них местных аборигенных мотивов. Это, прежде всего ярко просматривается в припевании, в искусстве которого считались обязательными элементы горлового звукоизвлечения».

Спектакль прошел с большим подъемом, с хорошей отдачей артистов и аплодисментами зрителей. Оркестр театра, как всегда, на высоте. Всему артистическому персоналу по душе этот спектакль – он исторический, народный, жизнерадостный, яркий, с танцами и песнями, частушками и прибаутками. Участие ансамбля «Розовая чайка» общественной организации «Русскоусьтьинцы» украшает и дарит дух былых времен, слова, говор, песни — все сохранилось в первозданном виде. Спектакль завершается веселой свадьбой главных героев – счастливым знаменательным днем. А народ веселится, гуляет, пирует…

Юбиляра Афанасия Томского чествовали директор театра Александр Алексеев, Игорь Чикачев, композиторы Захар Степанов, Владимир Ксенофонтов, начальник Управления культуры и духовного развития Окружной администрации Антонида Корякина, председатель СТД РС(Я) Айаал Аммосов, директор Театра Олонхо Виталий Власов, преподаватели Якутского музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова, коллеги, друзья, многочисленные родственники, поклонники и почитатели. Юбилей прошел на славу!

Вера Черноградская, заслуженный работник культуры РС(Я), член СТД РФ




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us