Бохсуруйуу («Изгнание злого духа»)

Продолжается цикл мероприятий, посвященных 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности главного балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного артиста Якутской АССР, лауреата Государственной премии им. П.А.Ойунского, лауреата премии «Душа танца» в номинации «Звезда народного танца» Геннадия Баишева.

Театр танца вчера представил этно-балет «Бохсуруйуу» по мотивам шаманизма. В роли Старого Шамана выступил юбиляр Геннадий Семёнович.
Премьера этно-балета Владимира Ксенофонтова «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа») состоялась 15 марта 1997 г. Композитор – Владимир Ксенофонтов, автор либретто и режиссер-постановщик — Афанасий Фёдоров, хореограф-постановщик Геннадий Баишев, художник-постановщик — Мария Ядрихинская, дирижер-постановщик Николай Петров.

«Бохсуруйуу» занял уверенную нишу в репертуаре театра, зрители с большим удовольствием знакомятся в Якутске, Нерюнгри, также по республике. В апреле 2005 г. состоялись гастроли-турне по 3 центрам заречных улусов: Ытык-Кюеле, Чурапче, Борогонцах с показом этно-балета «Бохсуруйуу». По приглашению Государственного театра Наций был представлен на сцене Российского академического молодёжного театра (Москва), ДК «Электросила» (Санкт-Петербург, 2000), ДК «Нефтяник» (Сургут, Ханты-Мансийский национальный округ 2000).

В 2004 г. за раскрытие сложнейшего духовного мировоззрения и гармоничное исполнение всех компонентов этно-балет «Бохсуруйуу» был удостоен диплома I степени электронного театрального фестиваля этно-арта «Кугу Сорта» (Республика Марий Эл). За музыку к спектаклю композитор Владимир Ксенофонтов награждён бронзовой медалью и дипломом I степени им. Сергея Рахманинова.

«Бохсуруйуу» — в переводе с якутского означает извлечение шаманом душевной и физической болезни с больного. Один из специфических приёмов изгнания злого духа в камлании шамана. В основе этно-балета лежит история молодого деревенского парня, на которого пал жребий стать шаманом. Дух умершего Великого Шамана предвещает себе молодую замену.

О «Бохсуруйуу» написано много статей ведущими критиками, балетоведами, знатоками фольклора, хореографами. ««Бохсуруйуу» — эпизоды шаманского камлания, выплески психоэнергии сильного человека во имя чужой отлетевшей души, которую нужно вернуть в бездыханное тело. Якутский вариант «жизни после жизни». Или языческая версия христианского самоотречения (борьба со злыми силами требует от шамана физических и духовных жертв). А с внешней стороны – классическая иллюстрация к теории мифа: культурный герой, сражающийся с демоническими силами и с хаосом, контексте и в отторжении с духами-помощниками и духами-врагами.

Балетмейстер Баишев строит впечатляющее шоу, в котором Нижний, Средний, верхний миры якутского эпоса, густо населённые людьми, хвостатыми чертями, белыми старцами, духами Ворона, Собаки, Телёнка и.т.д. – объединены в пантомимно-танцевальном ритуале, а сложное либретто воплощается в логичной цепи «посвящения в шаманы». Эсктатические танцы – притопы; спокойные хороводы «айы» (добрых божеств»); гримасы бесов, один из которых держит в руках собственную голову, а другой берёт форс собственным хвостом… Все это воспринимается сторонним, неякутским взглядом точно так же, как любое красивое, хорошо сработанное и непривычное действо: чем больше любуешься, тем больше нравится. (Майя Крылова. «Терпсихора на вечной мерзлоте». «Независимая газета», Москва, 07.04.1998 г.).

««Бохсуруйуу» — воздействует на публику могучей, несомненно целительной энергетикой, учит нас магическому мышлению, выводит сюжет и идею за пределы привычного, повседневного… Когда видишь сочиненные Геннадием Баишевым композиции, так раскалено, бурно, иногда буйно выплясываемые всеми участниками, сама собой возникает странная ассоциация с нашими музыкальными новациями начала столетия. Приходят на память и прокофьевская «Скифская сюита» и «Весна священная» Стравинского. С одной лишь «мелкой» оговоркой. Для российских гениев-новаторов корни, истоки, праобраз древних культур являлись в сильной степени экзотическим материалом, исходным импульсом в поиске чисто современных средств экспрессии. Для музыки и хореографии «Бохсуруйуу» корни, истоки, праобразы не являются лишь принадлежностью эпох. Всё здесь, рядом с нами, составляет органическую часть нынешнего бытования. А потому звучит современно. Воспринимается не стилизацией, но портретом народа – с его сложнейшей системой космических взглядов, его традициями, его тысячелетними преданиями». (Музыковед Е.Луцкая «В окружении демонов», «Музыкальная жизнь» № 11,1998 г.).

Этно-балету «Бохсуруйуу» 19 лет. Вчера состоялось много премьер для артистов действующего состава. Роль Молодого Шамана Сээнэгэй исполнил дипломант международного конкурса Владислав Попов, Өрүүску – дипломант международного конкурса Валентина Аммосова, Сэмэнчика – Алексей Максимов, Ийэ Кыыл (Мать Зверь Молодого Шамана) Евгений Апросимов, Аар Тойона (Белого Старца) Дмитрий Артемьев. Полностью обновился и состав Духов – помощников Шамана, Духов Верхнего мира, Хозяек девяти перевалов. Несколько поколений детей артистов принимали участие в картине Верхнего мира. И вчера состоялись первые исполнения у Анжелины Ядреевой, Арианы и Артура Поповых, Киры Петуховой, Коли Алексеева, Алены Андросовой, Тани Бессоновой. Пожелаем всем участникам этно-балета совершенствования ролей, чтоб каждый из них проживал в этой роли и передавал зрителям. Всегда ответственно, когда до тебя исполнялась та или иная эта роль, всё в сравнении. Огромная благодарность и признание нашему дорогому Геннадию Семёновичу за создание этно-балета «Бохсуруйуу» и роли Старого Шамана! Низкий поклон от родного коллектива, восторг и восхищение! Аплодисменты Геннадию Семёновичу!!! Уникальному артисту и великолепному постановщику! Крепкого здоровья, успехов в профессиональной деятельности, взлётов и вдохновения, воплощения задуманного, счастья, мира и добра!





Вера Черноградская




Категории: Новости · Метки:

PersonalTrainerCertification.us