История театра

Сергей Зверев - Кыыл Уола

Профессиональному коллективу народного танца – Государственному ансамблю танца Якутии, ныне Национальному театру танца Республики Саха (Якутия) имени Сергея Зверева -Кыыл Уола исполнилось 35 года.

Коллектив в своем творчестве соединил лучшие традиции танцевального фольклора народов Севера, собранного в свое время такими талантливыми исполнителями и знатоками якутского танца, как С.А.Зверев, И.Д.Избеков, М.Я.Жорницкая, А.Г.Лукина.

Первое десятилетие характеризуется для коллектива как время первых зарубежных концертных выездов: Канада, Монголия, Румыния, Германия: Ансамбль становится признанным коллективом национального искусства, визитной карточкой республики, участвует в различных российских и международных фестивалях.

Творческий путь коллектива состоит из двух этапов: до и после образования театра. В 1992 году ансамбль был преобразован в Национальный театр танца республики. Преобразование ансамбля танца в Национальный театр танца стало новой вехой в истории развития танцевальной культуры народов Севера.

Создание такого необычного театра дало толчок постановкам самобытных спектаклей. За эти годы коллектив утвердил себя в таком многогранном и сложном измерении, как театр. Создание национальных спектаклей, где музыка, танец, вокал, слово, сплетенные драматургическим стержнем в единое целое, создают на сцене яркое, впечатляющее, синкретичное действо. В тесном сотрудничестве с композиторами республики созданы уникальные по своей неповторимости спектакли. В первой постановке спектакля «Уруу» (Земное родство) композитора А.Самойлова удалось донести многоплановость старинного свадебного обряда, его этичность в народном представлении. Впечатляющая картина рождения жизни и мирового древа народа Саха воплощена в спектакле «Легенда о племени Айыы», жанровой зарисовкой сцен народной жизни является спектакль «Атыыр мунха» (Большая рыбалка) композитора Н.Берестова. Этнобалет «Бохсуруйуу» (Исцеление души) по мотивам шаманства, композитора В.Ксенофонтова стал крупной творческой победой театра. В 1998г. в г.Москве спектакль получил высокую оценку ведущих театральных критиков страны, а в 2004г. получил диплом I-го электронного фестиваля театрального этно-арта «Кугу Сорта», проведенного СТД Республики Марий-Эл за художественное переосмысление сложнейшего духовного мира и гармоничное исполнение всех компонентов спектакля. Спектакль «Ярхадана» композитора З.Степанова это обращение к юкагирской мифологии, фольклору одного из самых малочисленных народов Севера. В 2004 году театр впервые обращается к национальному эпосу. В результате чего появляется первая часть трилогии олонхо «Бэрт Хара», кладези национальной культуры – якутского героического эпоса, неиссякаемого источника творческого вдохновения. Постановка музыкально – танцевального спектакля – трилогии-олонхо стало своеобразной сенсацией, когда образы олонхо «заговорили» языком танца, самым доступным для всех людей независимо от национальности.

Создание при театре профессионального оркестра национальных инструментов стало важной ступенью нового развития. Сегодня театр – это единый творческий организм, состоящий из танцевальной труппы, оркестра национальных инструментов, группы вокалистов, режиссеров-постановщиков, декораторов-оформителей.

Театр не только бережно хранит уникальные образцы народной музыкально-танцевальной культуры, но и является творческой лабораторией, в которой познается богатство эстетической мысли и духовности якутского народа. Одно из примечательных направлений в современном творчестве театра – обращение к фольклорным традициям, к истокам народной хореографии. Театр в поиске новых сценических форм – полноценных балетных постановок и спектаклей.

Заслуженный деятель искусств Татарстана Л.Исакова в статье «Московский дебют якутской труппы» в журнале «Балет» за 1998 г. пишет: «Национальный балет – это всегда встреча с особым самобытным пластическим мышлением, где танец воспринимается как категория философская, средство постижения окружающего нас мира, его отражения в национальном самосознании. Все это всегда вызывает огромный интерес».

Особо выделяется по воплощению замысла этнобалет по мотивам якутского шаманства «Бохсуруйуу» («Исцеление души») на музыку Владимира Ксенофонтова. За художественное переосмысление сложнейшего духовного мира и гармоничное исполнение всех компонентов спектакля в 2004 году спектакль стал дипломантом I степени фестиваля театрального этно-арта в республике Марий-Эл. Вот что пишет критик Е.Луцкая в статье «В окружении демонов» в журнале «Музыкальная жизнь» (№11, 1998):

«Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа») – этнобалет воздействует на публику могучей энергетикой – несомненно целительной, учит нас магическому мышлению, выводит сюжет и идею за пределы привычного, повседневного. Когда видишь сочиненные Баишевым композиции, так раскаленно, бурно, иногда буйно выплясываемые всеми участниками, сама собой возникает странная ассоциация с нашими музыкальными новациями начала столетия. Приходят на память и прокофьевская «Скифская сюита» и «Весна священная» Стравинского. С одной лишь мелкой оговоркой. Для российских гениев-новаторов корни, истоки, праобраз древних культур являлись в сильной степени экзотическим материалом, исходным импульсом в поиске чисто современных средств экспрессии. Для музыки и хореографии «Бохсуруйуу» корни, истоки, праобразы не являются лишь принадлежностью древних эпох. Все здесь, рядом с ними, составляет органическую часть нынешнего бытования. А потому звучит современно. Воспринимается не стилизацией, но портретом народа – с его сложнейшей системой космических взглядов, его традициями, его тысячелетними преданиями».

Огромная роль коллектива в пропаганде и развитии танцевального искусства народов Якутии получила высокую оценку. Коллектив является лауреатом комсомола Якутии, международного фольклорного конкурса в г.Дижон (Франция), республиканской театральной премии «Золотой олень».

Национальному театру танца Республики Саха (Якутия) 19 декабря 2005года по Указу Президента РС(Я) В.А.Штырова присвоено имя основателя сценического народного танца, народного певца, сказителя, знатока фольклора, заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, члена Союза писателей России Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола.

Концертная программа «Сияние Севера» включает танцы всех народов, населяющих Республику Саха. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, связанных с исконным бытом и образом жизни народа, как то камлание шамана, обряд посвящения в воины, картины народных праздников, культ охоты, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. Северные танцы отличаются экзотичностью, свободной пластикой, сплетением вокала и горлового звукоподражания.

В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр, которые являются частью обряда национального праздника «Ысыах». В отличие от северных танцев, якутские танцы сдержанны, спокойны. Женские танцы отличаются плавностью, изяществом, грациозностью, женственностью. Для мужских танцев характерна основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство.

Артисты театра владеют вокалом, искусством звукоподражания, сценической речью. В многообразие творческих приемов вписываются и такие исконно народные жанры как тойук – национальное горловое пение, чабыргах – мастерство скороговорки, игра на хомусе – варганном музыкальном инструменте, являющемся символом народов Севера.

Народы, живущие в этом заснеженном холодном крае, необычайно влюблены в один из самых прекрасных видов искусства – танец, может быть этому способствует противостояние человека суровому климату, жизнелюбие народа. По праву республику можно назвать танцевальной – многочисленные самодеятельные танцевальные ансамбли радуют жителей своими замечательными достижениями и успехами.


PersonalTrainerCertification.us