Ольга Федорова: Рождение нового театра

Ольга Федорова: Рождение нового театра

Делясь впечатлениями от увиденного, исхожу от того, что посмотрела этнобалет «Дети белого солнца» спустя два года после непосредственно самой премьеры. Тем не менее, спектакль ничуть не утратил премьерную позицию – энергетика, сила, музыка, сюжетная линия, особая атмосфера, тот всеобщий подъем игры актерского, оркестрового состава, всех участников театрального действа надолго оставили в памяти и сердце зрителей необыкновенные, редкие чувства наполненности,  радости.

Концептуальная идея спектакля лежит в векторе истории, однако, в привычный сюжет авторы вносят совершенно новый, свежий взгляд на общую картину восприятия. Спектакль насколько гениально легко  и мастерски выстроен, настолько он глубок и тщательно выверен. Создатели спектакля  композитор Р. Калимуллин  (Москва), автор либретто, режиссер и хореограф Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), художник Олег Молчанов (Санкт-Петербург), хормейстер Светлана Смирнова (Одесса), аранжировщик музыки Ян Сырбу (Одесса), музыкальный руководитель Николай Петров (Якутск) определенно четко следуют идейно-философскому, социальному, культурному, фольклорному, религиозному кодам народа саха, история которого глубокими корнями уходит в этническую общность тюркских народов. Потому виртуозно в спектакль вкрапляется тема общности разных народов, оказавшихся в единой культурной плоскости. Но при этом строго сохранена национальная самобытность на фоне мировой глобальной культуры. Эта линия передается активным, динамичным включением якутской классической музыки в язык, синтез современной мировой музыки. Если время нам не позволяет оказаться в прошлом, то язык музыки и восприятия, пожалуйста. Потому и говорится, что ничего не ново в этом мире – борьба зла и добра будут всегда, прошлое смотрится через призму современного и наоборот. При этом события спектакля органично, динамично сменяются, составляя общую логичную канву повествования.

Сюжет спектакля прочно связан с ритуалами, обрядами (при рождении, погребении, свадебными, военными, праздничными)  легендами, преданиями, традиционными танцевальными движениями, фольклорными, лексико-вокальными особенностями и играми народов Севера.

Особое восприятие придает сценография спектакля. Убедительно, чувственно, осязаемо воспринимаются глубинные, академические (тем самым острее передается величие, драматизм, вечность эпического повествования)  композиционные особенности, светотеневая атмосфера, в которой пребывают герои спектакля. Живописность, пространственность, пепельно-синеватые, приглушенные тона декораций, передающие дыхание природы, привносят в образ спектакля архаичную простоту, сдержанность. На этом фоне восприятие спектакля становится более эффектным и выраженным. Костюмы, основанные на традиционном конструировании, настолько талантливо, детально и скрупулезно проработаны, что каждый эпизод спектакля являет собой фантастические по красоте и стилю картины.

Об игре актеров скажу одно – все партии выполнены с такой силой и жизненностью, что могут позавидовать их исполнению лучшие мировые театры.

Театр шел к этому давно. Год за годом, шаг за шагом, накапливая багаж, опыт, знания, потенциал, развиваясь он двигался к тому, чего он достиг сегодня. Десятки спектаклей, включение в труппу вокалистов, создание собственного оркестра народных инструментов, их закуп, активное привлечение к театральному творчеству якутских композиторов, выпускников якутской балетной школы, музыкального училища, АГИКИ, колледжа культуры и искусств – все это залог успеха в переустройстве и рождении нового театра – современного театра, бережно сохраняющего прошлое и отвечающего на вызовыXXIвека.

Член Союза журналистов РФ Ольга Федорова