Делясь впечатлениями от увиденного, исхожу от того, что посмотрела этнобалет «Дети белого солнца» спустя два года после непосредственно самой премьеры. Тем не менее, спектакль ничуть не утратил премьерную позицию – энергетика, сила, музыка, сюжетная линия, особая атмосфера, тот всеобщий подъем игры актерского, оркестрового состава, всех участников театрального действа надолго оставили в памяти и сердце зрителей необыкновенные, редкие чувства наполненности, радости.
Концептуальная идея спектакля лежит в векторе истории, однако, в привычный сюжет авторы вносят совершенно новый, свежий взгляд на общую картину восприятия. Спектакль насколько гениально легко и мастерски выстроен, настолько он глубок и тщательно выверен. Создатели спектакля композитор Р. Калимуллин (Москва), автор либретто, режиссер и хореограф Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), художник Олег Молчанов (Санкт-Петербург), хормейстер Светлана Смирнова (Одесса), аранжировщик музыки Ян Сырбу (Одесса), музыкальный руководитель Николай Петров (Якутск) определенно четко следуют идейно-философскому, социальному, культурному, фольклорному, религиозному кодам народа саха, история которого глубокими корнями уходит в этническую общность тюркских народов. Потому виртуозно в спектакль вкрапляется тема общности разных народов, оказавшихся в единой культурной плоскости. Но при этом строго сохранена национальная самобытность на фоне мировой глобальной культуры. Эта линия передается активным, динамичным включением якутской классической музыки в язык, синтез современной мировой музыки. Если время нам не позволяет оказаться в прошлом, то язык музыки и восприятия, пожалуйста. Потому и говорится, что ничего не ново в этом мире – борьба зла и добра будут всегда, прошлое смотрится через призму современного и наоборот. При этом события спектакля органично, динамично сменяются, составляя общую логичную канву повествования.
Сюжет спектакля прочно связан с ритуалами, обрядами (при рождении, погребении, свадебными, военными, праздничными) легендами, преданиями, традиционными танцевальными движениями, фольклорными, лексико-вокальными особенностями и играми народов Севера.
Особое восприятие придает сценография спектакля. Убедительно, чувственно, осязаемо воспринимаются глубинные, академические (тем самым острее передается величие, драматизм, вечность эпического повествования) композиционные особенности, светотеневая атмосфера, в которой пребывают герои спектакля. Живописность, пространственность, пепельно-синеватые, приглушенные тона декораций, передающие дыхание природы, привносят в образ спектакля архаичную простоту, сдержанность. На этом фоне восприятие спектакля становится более эффектным и выраженным. Костюмы, основанные на традиционном конструировании, настолько талантливо, детально и скрупулезно проработаны, что каждый эпизод спектакля являет собой фантастические по красоте и стилю картины.
Об игре актеров скажу одно – все партии выполнены с такой силой и жизненностью, что могут позавидовать их исполнению лучшие мировые театры.
Театр шел к этому давно. Год за годом, шаг за шагом, накапливая багаж, опыт, знания, потенциал, развиваясь он двигался к тому, чего он достиг сегодня. Десятки спектаклей, включение в труппу вокалистов, создание собственного оркестра народных инструментов, их закуп, активное привлечение к театральному творчеству якутских композиторов, выпускников якутской балетной школы, музыкального училища, АГИКИ, колледжа культуры и искусств – все это залог успеха в переустройстве и рождении нового театра – современного театра, бережно сохраняющего прошлое и отвечающего на вызовыXXIвека.
Член Союза журналистов РФ Ольга Федорова