Национальный театр танца поддерживает идею Ангелины Лукиной

Национальный театр танца поддерживает идею Ангелины Лукиной

В рамках Международной научно-практической конференции «Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики» 28 июня в Арктическом государственном институте культуры и искусств состоялась работа секции «Музыкальный фольклор народов Арктики: проблемы изучения, сохранения, адаптации». С Национального театра танца в работе секции приняли участие художественный руководитель Светлана Бессонова и народный артист РС(Я) Дмитрий Артемьев.

С приветственной речью поздравила участников и слушателей секции ректор института Саргылана Игнатьева и пожелала плодотворной работы во благо сохранения традиционной культуры и языка народов, проживающих в Якутии. Модераторами секции выступили доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народной художественной культуры Арктического института Ангелина Лукина и преподватель Детской школы искусств с. Амга, кандидат искусствоведения Виктория Григорьева.

Ангелина Лукина выступила с докладом «Якутский хороводный танец Осуохай», глубоко, обстоятельно и проникновенно рассказала историю танца, с каких частей состоит осуохай, его разновидности, этапы развития до сегодняшнего дня. Участники секции тепло встретили её доклад и с большим вдохновением поддержали предложение Ангелины Лукиной   о включении якутского хороводного танца осуохай в список, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО, «Шедевры устного и нематериального культурного наследия».

Художественный руководитель театра Светлана Бессонова поведала о том, «что сейчас в театре заинтересованы появлению в оркестре профессионального инструмента кырыымпа. Мастера по изготовлению и реставрацию музыкальных инструментов театра изготовили несколько кырыымп. Квартет артистов оркестра осваивают новый инструмент, уже разучили несколько произведений. Они считают, что у кырыымпы большие технические возможности.  Премьера кырыымпы прозвучит 3 октября на сольном концерте солистки оркестра Елены Ноевой и будет посвящена Международному дню музыки и 100-летию композитора Гранта Григоряна.  Также Светлана Бессонова рассказала о творческой деятельности ансамбля «КЫЛ САХА» (рук. Анна Томская), в котором собрались артисты оркестра.  Все они – большие энтузиасты исполняют произведения на авторских инструментах кыл, изготавливаемых мастером, самородком Русланом Габышевым. Ансамбль «КЫЛ САХА» – лауреат международного конкурса «Мир Сибири», признан и любим зрителями не только в республике, но и за её пределами.  В декабре этого года ансамбль отмечает свой первый юбилей – 5-летие создания.  Пользуясь, случаем, Светлана Бессонова пригласила присутствующих на эти мероприятия.

Народный артист РС(Я) Дмитрий Артемьев принял участие, как практик, он познакомил присутствующих о своей творческой деятельностью и в частности рассказал какое место занимает осуохай в его работе. «Я всегда проявлял большой интерес народной культуре, поэтому, будучи артистом балета, самостоятельно научился читать скороговорки, выучил множество тойуков, в том числе известные тойуки Кыыл Уола. Также в свое время получил уроки по игре на хомусе от самого Петра Оготоева. Безмерно благодарен ему, после его поучений играю на хомусе. Мне безумно повезло, по роду своей профессии часто представляю культуру народа саха и малочисленных народов Севера по всему миру. Вот, буквально на днях вернулся с Российско-Китайского ЭКСПО в г. Харбине. В павильоне Якутии я запевал осуохай. Люди разных национальностей повторяли за мной, я видел в их глазах счастье, чувство единения, большую энергетику. В репертуаре театре с большим удовольствием исполняю осуохай в танце Кыыл Уола «Узоры». Считаю, «Узоры» Кыыл Уола вершиной якутской хореографии, его жемчужиной. Конечно, мы обязаны исполнять осуохай по канонам: первая часть – протяжная, моление, прошение, вторая часть спокойная, танцевальная, держась друг за друга повторяем за запевала, третья часть – полет (көтүү), здесь темп убыстряется, с большой энергией завершаем осуохай. Часто я осуохай запеваю за пределы республики, в больших городах России и за границей.  В первой части я запеваю протяжно, прося с других местностей разрешения исполнить осуохай. Самый большой осуохай в моей жизни случился в Сочи, 2017 г. во время Всемирного фестиваля студентов и молодежи. С первого дня и до дня закрытия я каждый день запевал осуохай на площадке «Игры народов России», где проходил Чемпионат по мас реслингу. Такое чудесное время было. Наша площадка была самой многочисленной, самой популярной, меня узнавали на улице, и все приходили танцевать осуохай. В течение 9 лет я ездил с Комитетом солдатских матерей России по Республике Саха (Якутия) по воинским частям Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных округов. Ребятки, призывники очень скучали по родине, по родным, особенно по матерям. Обычно на этих встречах в начале проводим беседы председателя Комитета Марии Емельяновой и родителей. Потом я выступаю с отрывками из олонхо, исполняю скороговорки, играю на хомусе, пою тойуки. В завершении мероприятия по просьбе призывников обязательно танцуем осуохай, я запеваю, призывники повторяют и повторяют с достоинством. А однажды мы танцевали осуохай на плацу и над нами закружились журавли три раза и только потом улетели. Уже и командование воинских частей привык нашему исполнению осуохая. Я счастлив запевать осуохай – танец дружбы, танец единения, танец мира. Всецело поддерживаю предложение Ангелины Лукиной о включении нашего якутского хороводного танца Осуохай в список Шедевра устного и нематериального культурного наследия».

Вера Черноградская, Национальный театр танца