К 70-летию композитора Аркадия Самойлова

К 70-летию композитора Аркадия Самойлова

Продолжаются мероприятия Национального театра танца, посвященные к открытию 39-го театрального сезона. Вчера театр  представил крупномасштабный спектакль «Уруу» («Земное родство») и приурочил 70-летию первого композитора написавшего музыку к первому спектаклю театра, заслуженного деятеля искусств РС(Я) Аркадия Васильевича Самойлова, которого нет с нами уже 8 лет…

         Перед спектаклем  на сцену вышли главный специалист развития профессионального искусства и кино Министерства культуры и духовного развития РС(Я) Елена Агафонова, директор театра Александр Алексеев, художественный руководитель Светлана Бессонова, главный балетмейстер Геннадий Баишев, председатель профкома Юрий Зубков, композитор Владимир Ксенофонтов, Дмитрий Тихонов. Александр Алексеев тепло приветствовал присутствующих с открытием нового театрального сезона, поведал о планах театра на предстоящий сезон. Далее, Елена Агафонова поздравила Александра Алексеева с 60-летием, вручила Приветственный адрес, пожелала успехов в профессиональной деятельности, реализации проектов и замыслов.  С родного коллектива Александра Ивановича чествовали Светлана Бессонова с Юрием Зубковым со знаменательными событиями – с юбилеем и присвоением почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Композитор Владимир Ксенофонтов поделился воспоминаниями об Аркадии Самойлове и рассказал о богатом наследии коллеги, очередной раз поздравил любимый Оркестр с 25-летием, выразил благодарность за совместную работу, пожелал процветания, признания. Сюрпризом получилось выступление друга и соратника Дмитрия Тихонова, который поведал историю знакомства с композитором, совместное сотрудничество и посвятил зрителям одно из ранних творений Аркадия Самойлова песню «Сэргэ».  С глубокой признательностью Александр Алексеев преподнес цветы Наталье Федотовне Самойловой и исторический альбом-книгу, куда вошли все спектакли театра.

       Из истории создания: спектакль «Уруу» был поставлен по мотивам  старинного якутского обряда сватовства. Премьера состоялась 2 июня 1994 г. на сцене театра оперы и балета. В постановочную группу вошли: композитор Аркадий Самойлов, автор либретто – Петр Колесов, режиссер, хореограф-постановщик Геннадий Баишев, дирижер-постановщик – Николай Петров, автор оркестровки – Афанасий Томский, научные консультанты – Агафья Захарова и Ангелина Лукина. Спектакль состоит из 6 картин, в каждой картине по несколько сцен. В спектакле представлен обряд сватовства двух богатых семей. Последовательность обряда определяет характер сцен. Сначала следует предварительный уговор, затем приезд сватов, обмен подарками, появление жениха и родителей, обряд благословения огня, благословения жениха и невесты, ритуал свадебного действа и отъезд невесты в дом жениха.

      Из воспоминаний народного артиста РС(Я) Дмитрия Артемьева:  «В первом спектакле театра мне посчастливилось создать образ Белой лошади.  Чтоб получился убедительным образ я специально ездил в Ипподром, познакомился с коневодом Юрием Титовым, который рассказал, что вожак табуна  обладает норовистым характером, мчится быстрее всех, дерется за свое стадо, отстаивая первенство, других не подпускает. Горе тому коню, кто приближался к табуну, вожак  мог сильно лягнуть и скусывать. Все услышанное я применил к танцу Белой лошади. С самого открытия занавеса и начала спектакля я задавал мощный темп в общем танце табуна, усиливал напряжение и энергию в схватках с Черным конем. Тогда я отрастил волосы, они стали, как гривы и дарил  танец, полный силы и предвкушения победы. Танец Белой лошади запал в мою душу, в душу постановщиков и зрителей, многие годы потом я его исполнял на церемонии открытия ысыахов, встречи солнца и конных скачек. После премьеры меня нарекли Белой лошадью Якутии, коллективы стали ставить танец «Дьөһөгөй» и возить по всему миру. В то время не хватало артистов мужского состава, и поэтому я переодевался несколько и танцевал все массовые танцы. Вчера я исполнил роль важного персоны Суорумньу, от которого зависит успех сватовства. Мне очень дорог этот спектакль, дорога память постановочного периода, дорог образ Белой лошади. А теперь и образ Суорумньу, он и танцевальный, и вокальный, и драматический. В следующем году этому спектаклю исполнится четверть века. Желаю нашему первенцу  долгую, счастливую творческую судьбу среди великолепного репертуара нашего театра».

      Артемий Чукров (г. Якутск): «Я впервые попал на спектакль театра танца. От увиденного действа у меня затаилось дыхание, будто я вернулся в прошлое. Этот спектакль учит нас чтить свои корни, ценить старинные якутские обычаи, нравы, обряды. «Уруу» – великолепное произведение, оно должно пройти красной нитью и как пособие помогать нам молодым при создании семьи, брать на себя ответственность за самых близких и родных. Приятно удивил Оркестр, живая музыка, сколько в ней красок, лирики, нежности, динамики, торжественности. Оцениваю прекрасную работу сценографа, какая у нее богатая фантазия, не представляю, как она осилила такой большой объем работы. Танцоры молодые, резвые, с хорошей техникой и мастеством. Выкладываются на все 100%. В общем, счастлив от увиденного и услышанного».

        Анна Сидорова – пенсионерка: «Мне повезло – дело в том, что я была на премьере спектакля «Уруу» в оперном театре. Тогда был полный зал – аншлаг, ни одного свободного места. И сегодня в зале много народу, а значит, актуальность не пропала, спектакль живет и здравствует. Тогда меня поразила бешеная энергетика танца табуна лошадей, буквально лошадки опрокидывая гривы то вниз, то вверх творили стремительный бег по сцене, слушались только Главного  Дмитрия Артемьева, который боролся за главенство с не менее сильным и ловким Черным конем в исполнении именитого Афанасия Афанасьева. Тогда мне понравилось буквально все, но пришлось по душе несколько картин – «Кыыс оонньуута», «Ас үрдүн охторуу», «Битиситы», «Проводы Невесты», «Осуохай» и др. В памяти запечатлены первая Невеста – Валентина Яковлева, нежная Паша Сидорова (Душа Девушки), ветеран сцены Дмитрий Попов – Хобочоон, Петр Колесов, Филипп Фомин, с легкими пробежками Удаганка Лена Аркадьева и многие другие. С тех пор прошло уже 24 года, на смену первым исполнителям пришли молодые, вот и Дмитрий и Афанасий исполняют возрастных героев. Сегодня Невеста – Василена Шарина, Жених – Николай Павлов, Душа Девушки прекрасная Виктория Син, Душа парня – Альберт Никитин и др. Музыка спектакля – достояние народа Саха, звучит во всех ысыахах республики и по всему миру, благодаря Оркестру маэстро Николая Петрова. За создание музыки огромная благодарность Аркадию Васильевичу Самойлову. Он увековечил свою музыку на века, она будет звучать и через 100 лет, из века в век, из поколения в  поколение. В целом, считаю, «Уруу» – валютный спектакль и нужно его представлять по всему миру. Танцорам и людям невидимого фронта театра желаю много новых спектаклей, рождения новых планов и замыслов, оптимистического настроения».

     За короткое время балетмейстеры Людмила Антипина, Юрий Фёдоров, Долаана Федотова возобновили спектакль, ввели новеньких артистов на роли, порепетировали, отточили технику и актерское мастерство. Отдельная благодарность воспитанникам детского танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии» (руководители Зоя и Афанасий Соловьевы), сопровождавшим  вместе с Удаганкой молодых по дороге к дому Жениха. Время прошло незаметно, спектакль «Уруу» прошел на одном дыхании. Зрители долго аплодировали стоя и не отпускали артистов со сцены.

       Еще раз поздравляю коллег с открытием 39-го театрального сезона. Желаю вдохновения, творческих свершений, громких премьер, преданных зрителей, реализации проектов по обменным гастролям!

navigate_before
navigate_next