К 40-летию Союза композиторов Якутии Национальный театр танца посвятил показ спектакля историко-хореографической драмы «Ньырбакаан»

К 40-летию Союза композиторов Якутии Национальный театр танца посвятил показ спектакля историко-хореографической драмы «Ньырбакаан»

К 40-летию Союза композиторов Якутии Национальный театр танца посвятил показ спектакля историко-хореографической драмы «Ньырбакаан» по роману В.С.Яковлева – Далана. Спектакль состоит из 9 действий,  повествует о далеком прошлом якутского народа. Действие относится к XVI веку – до вхождения Якутии в состав России, когда якуты, разделенные на племена, переживали трудные времена кровавых междоусобиц. Жестокая межплеменная вражда угрожала самому существованию якутского народа. В основу романа положены народные предания, легенды и сказания якутов.  В спектакле воссозданы исторические судьбы туматов, тонг биисов, населявших тогда территорию Якутии.

Из истории создания: премьера спектакля состоялась 12 декабря 2013 г. В создании спектакля приняли участие известные деятели искусств: композитор – заслуженный деятель искусств РС(Я) Владимир Ксенофонтов, режиссер-постановщик – заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Якутской АССР Афанасий Федоров, хореограф-постановщик – заслуженный артист РФ и РС(Я) Афанасий Соловьёв, ассистент хореографа – заслуженный артист РС(Я) Владислав Попов, художник-постановщик – отличник культуры РС(Я) Марьяна Оконешникова, дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств РС(Я) Николай Петров.

Вчера после показа спектакля я встретилась со зрителями и вот, что они поведали.

Дария Сидорова: «С большим удовольствием посмотрела исторический спектакль о судьбе Ньырбакаан.  Приятно удивлена тем, что танцевальная труппа состоит из очень сильных и молодых танцовщиков. Их танцы в основном воинствующие, отражающие непримиримую борьбу родами тонг биисов и туматов. Танцоры исполняют энергичный танец, с активными угрожающими движениями, высокими прыжками, с копьями и батыйа, прикрикивая громкие возгласы. В первом действии понравился Маҕан Мэкчэ (вождь рода тонг биистэр) в исполнении Семена Дьяконова. Его герой полон ненависти к врагам, резкие повороты головы заверяют об уверенности своих действий.  Он решительно собирает соплеменников на войну за завоевание земель рода туматов.  Также мне по душе Василий Эверстов, создавший образ Тыгына. Он – предводитель. Высокий, стройный, с командной выправкой, широкими шагами, высокими прыжками, его герой беспощадно завоевывает новые земли, отбирает у людей имущество, уводит насильно Ньырбакаан от родителей. У Василия сильный танец, серьезная работа. Находясь в зале, я чувствовала дух того времени. Желаю коллективу танцоров больших достижений в творческой деятельности. Отдельная благодарность маэстро Николаю Петрову. Живая музыка. Непередаваемые чувства. Оркестр, как всегда великолепно сыграл произведение».

Аграфена Готовцева: «Роман Далана «Глухой Вилюй» я прочитала несколько раз. Очень люблю историческую литературу, всегда познавательно узнавать свои корни и истоки. В спектакле прослеживается судьба Ньырбакаан, её жизненный путь. Роль Ньырбакаан представляют сразу три исполнительницы. Ньырбакаан в детстве – Элеонора Оконешникова. Маленькая девочка растет в любви. Каждый день проводит время с братом Өрөгөчөй (Дьулустан Харлампьев). Её дни наполнены общением со сверстниками, беззаботными играми. Но мирная жизнь нарушается нападением туматов в котором погибает брат. Чудом спасается Ньырбакаан, благодаря Даҕанча (Владислав Попов), который отдает ей нож. Ей приходится плыть по реке, доставать себе питание. К счастью, лодка приплывает к добрым людям – старухе Хаттыане и старику Мохсохо.   Элеонора Оконешникова такая молодчина, так хорошо играет, танцует, полностью передает чувства героини, оказывается, она солистка детского танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии». Мне она полюбилась своей естественностью, искренностью, детской непосредственностью.

Ньырбакаан в юности Анжелика Кириллина – беззаботная девушка, окруженная любовью и заботой своих приемных родителей, ставшими родными. Каждый день её героиня встречает радостно с родителями и с надеждой, что жизнь подарит прекрасные мгновения и встречу с любимым. Но с приездом Тыгына (Василий Эверстов) и его воинов мирная, счастливая жизнь рушится. Воины разлучают Ньырбакаан с родителями и увозят насильно с собой, чтоб выдать замуж её за Мунньан Дархана.  Ньырбакаан  выходит замуж за вождя якутов и рожает трех сыновей – Быркынаа Боотур (Николай Павлов), Кулугур Бэргэн (Василий Колосов), Босхон Бэлгэтии (Эдуард Жирков). Ньырбакаана средних лет впервые исполнила Таисия Бандерова. Пред нами предстала пожилая женщина с тремя сыновьями. Её первый выход – печальное событие. Похороны мужа Мунньан Дархана. Ньырбакаан средних лет, умудренная жизненным опытом, перенесшая тяготы жизни, живет ради сыновей. Особо ей больно и тяжело за младшего Босхон Бэлгэтии, он калека. Ради сохранения жизни сыновей, она запрещает сыновьям идти на конфликт с родным дядей Тыгыном и принимает решение убежать с засиженного места в Вилюйские просторы. Какова её радость, когда от сильного удара Тыгына, Босхон Бэлгэтии вдруг вскакивает и начинает не только ходить, а даже бегать, прыгать, кувыркаться. В спектакле много сцен борьбы, вражды, ненависти. Так и было. Но в финале торжествует прощение, мир, покой и счастье. Спектакль завершается ысыахом на новой, благодатной земле. Коллектив молодой, танцоры профессиональные. С нетерпением жду новую постановку Афанасия Фёдорова в этом театральном сезоне в Национальном театре танца».

Людмила Гоголева: «Я постоянно хожу на спектакли  Национального театра танца, люблю смотреть танцы под живую музыку. Пристально слежу за творчеством Владислава Попова. Он мой земляк, уроженец Чурапчинского улуса. В спектакле Владислав исполняет роль Даҕанчи. Среднего роста, юркий, прыгучий Владислав демонстрирует множество трюков, высоких прыжков, ходьбу в полном приседании,   легкий стремительный бег, многочисленное верчение. С психологической точки зрения, сложная роль. Растет он с дедом Бакамда (Сергей Алексеев) который с детства обучает боевому искусству. У них гармоничные отношения, дед души не чает внуку. Так проходит время. Растет и крепнет Даҕанча, легко орудует копьем и луком. Стареет и теряет силы Бакамда. Приходит время и Бакамда должен покинуть этот мир. По обычаю предков, Даҕанча совершает обряд жертвоприношения, убивает деда. Очень сильная сцена по накалу страстей, отчаяния, безысходности… Владислав – большой мастер. Все пропустил через себя. Играет правдоподобно. Браво артисту!!!  Также отмечаю исключительно артистичную Долаану Федотову. Её Хаттыана такая естественная, трогательная, неуклюжая, веселая бабушка, с юмором и открытой улыбкой. Такая живая, глубоко и трагески пережившая расставание с Ньырбакаан.».

Вчера состоялось несколько премьер для действующего состава: Ньырбакаан средних лет – Таисия Бандерова, Быркыына Боотур  – Николай Павлов, Арчикаан (старейшина туматов) – Эдуард Жирков, Мунньан Дархан (вождь якутов) – Альберт Никитин, Бакамда – Сергей Алексеев. По мнению, балетмейстеров и репетиторов, артисты удачно утверждены на роли, хорошо сыграли.  Итак, состоялся седьмой показ спектакля «Ньырбакаан».  Желаю спектаклю долгую, счастливую судьбу среди потрясающего репертуара Национального театра танца.

Вера Черноградская