К 380-летию села Русское Устье посвящается

К 380-летию села Русское Устье посвящается

30 мая  Национальный театр танца представил спектакль «На краю Ойкумены», приуроченный 380-летию со дня основания села Русское Устье Аллаиховского улуса.

Из истории создания спектакля:

Премьера спектакля «На краю Ойкумены» состоялась 24 декабря 2012 года.  Сценарий к спектаклю был написан Алексеем Чикачевым –  человеком удивительной судьбы, замечательным учёным-краеведом и гуманистом по духу, летописцем Заполярья, который задался целью увековечить в своих книгах память о добрых делах людей родного Крайнего Севера. Спектакль увидел свет благодаря большой и дружной творческой группе: автор музыки –  Афанасий Томский, режиссер, хореограф – постановщик Геннадий Баишев, художник – постановщик –  Марьяна Оконешникова, дирижер – постановщик – Николай Петров, хормейстер – постановщик – Надежда Теплоухова, ассистент хореографа –  Людмила Антипина.

           В основу сюжета легло событие о том, что «в конце XVII века, спасаясь от тяжелой государственной ратной службы, жители Новгородчины двинулись на восток по морю на кочах, достигли Индигирки, поселились на Нижней Индигирке и назвали свое поселение Русским Устьем… Здесь новые поселенцы, переженились, по их выражению, на «прекрасных юкагирках», пустили глубокие корни в ледяную землю, разучились пахать  и сеять, зато стали отменными рыбаками и охотниками…

Восприняв от соседей все необходимое для жизни и ведения хозяйства в условиях Арктики, они не утратили своего национального самосознания. В наши дни только здесь можно было слышать древние русские песни, сказки, обряды, давно забытые в других местах России…

Современные русскоустьинцы по-сыновьи любят родные места: и студеную кормилицу Индигирку, и Тундру-матушку, и щедро разбросанные по ней рыбные озера. Их тяга к новой жизни удивительно сочетается с желанием жить и работать на своей неласковой, но родной земле…» (Алексей Чикачёв).

     Перед тем, как приступить к постановочной работе над спектаклем, Геннадий Баишев, Афанасий Томский, кандидат исторических наук Анатолий Саввинов посетили экспедицией с. Чокурдах Аллаиховского улуса, посетили местный краеведческий Музей, встречались с участниками художественной самодеятельности. О поездке написал Анатолий Саввинов Газета «Якутия», 4.04.2008, «Живые традиции Русского Устья»: «Подготовка к созданию спектакля по сценарию известного исследователя культуры и быта русских северных старожилов Алексея Гавриловича Чикачева под рабочим названием «На краю Ойкумены» привела небольшую экспедиционную группу из Национального театра танца в Аллаиховский улус. Старинное село Русское Устье, что в низовьях Индигирки, давно стало своеобразной Меккой для исследователей русской словесности, литераторов, полярных путешественников. Маленький островок старинной русской культуры в далеком Заполярье сохраняет свою притягательность не только для ученых-историков, в последнее время он привлекает и представителей творческих союзов… Одна из уникальных черт Русского Устья – удивительный местный говор, чудом сохранившийся до наших дней… Если «Рассоха» исполнялась с припевками-частушками, то «Омуканово» танцевали в сопровождении «припевальщиков» – людей с особым голосовым даром: прежде всего хорошим дыханием, исключительной музыкальностью, темпераментом, артистизмом. От исполнителей «досельных» плясок требовались не только особая пластика движений, но и умелое сопровождение горловым пением, ритмичные притопывания и прихлопывания в ладоши. Плавные, грациозные движения танцующих обычно подбадривались специфическими фразами и возгласами припевальщиков «Ца-ца! Ца-ца! Выше! Выше!. Эти импровизационные танцы отличались особой архаикой, в основе которых, видимо, лежат традиции древнерусских плясок жителей Русского Севера. Отличительной чертой «досельных» танцев является наличие в них местных аборигенных мотивов. Это,  прежде всего ярко просматривается в припевании, в искусстве которого считались обязательными элементы горлового звукоизвлечения».

       Спектакль  прошел с большим подъемом, с хорошей отдачей артистов и аплодисментами зрителей. Оркестр театра, как всегда, на высоте. Всему артистическому персоналу по душе этот спектакль – он исторический, этнографический, народный, жизнерадостный, яркий, с танцами и песнями, частушками и прибаутками. Участие ансамбля «Розовая чайка» общественной организации «Русскоусьтьинцы» ( рук. Надежда Дробышева) украшает и дарит дух былых времен, слова, говор, песни – все сохранилось в первозданном виде.  Спектакль завершается веселой свадьбой главных героев – счастливым знаменательным днем. А народ веселится, пляшет, поет, гуляет, пирует…

      После спектакля я встретилась со зрителями, и вот что они поведали:

Мария  Петрова: «Я родом из Чокурдаха. Мне доводилось раньше видеть русскоустьинцев. Особо мне понравилась музыка. Она такая легкая, такая родная. Как хорошо, что наш земляк Афанасий Томский создал прекрасную музыку и увековечил фольклор и традиции жителей Русского Устья. Некий памятник культуре народов Севера. Музыкальное сопровождение шикарное.  Оркестр Николая Петрова просто сам по себе уже уникальный. Честь и хвала им!»

Екатерина Селезнева: «Мне все понравилось. По душе танцы. Такая сильная балетная труппа. Ребята зависают в воздухе, такие трюки делают, как артисты ансамбля Моисеева. Восхитили главные герои Ульяна и Фёдор – большие молодчинки, технически и актерски открыли свои образы.  От самого начала до конца они держали меня в напряжении. Хорошо, что все завершилось благополучно. Я постоянная поклонница этого театра, посещаю почти все спектакли. Век танцевальный короткий, а потому желаю артистическому персоналу реализации задуманного, легких ножек, признания и больших гастролей в Европу и по миру».

Полина Пермякова: «Я в полном восторге от спектакля! Живая музыка! Живые голоса! Настоящий русско-устьянский говор! Большое спасибо создателям и исполнителям!»

Надежда Дробышева – руководитель ансамбля «Розовая чайка»: «Я благодарен Афанасию Томскому за внесенный вклад сохранения нашей культуры, бытности, этнографии. С большим удовольствием и волнением каждый раз мы принимаем участие в этом спектакле. Музыка спектакля останется на века. Желаю Афанасию Томскому быть всегда в гуще событий и дальше продвигать для наших потомков дух нашего Русского Устья».

       После спектакля Игорь Чикачев и главный балетмейстер Геннадий Баишев выразили слова благодарности и признательности   артистам Национального театра танца, автору музыки Афанасию Томскому и ансамблю «Розовая чайка».

        Вчера состоялись премьеры у артистов балета: Семен Кузьмин – Фёдор, заслуженная артистка  РС(Я) Долаана Федотова – Ёрче, заслуженный артист РС(Я) Владислав Попов – Омуканчик, Василий Эверстов – шаман Албай, заслуженный артист РС(Я) Юрий Зубков – Священник. Поздравляем их с первым исполнением и пожелаем спектаклю «На краю Ойкумены» долгую счастливую судьбу среди потрясающего репертуара Национального театра танца.