И вновь этнобалет Дети белого Солнца собрал полный зал

И вновь этнобалет Дети белого Солнца собрал полный зал

2 июня Национальный театр танца завершил 39-й театральный сезон показом этнобалета «Дети Белого Солнца» на сцене театра Государственного оперы и балета Якутии. В переполненном зале собрались представители интеллигенции, видные деятели искусств и культуры, вип-персоны, театральная богема, политики, ученые, знаменитые хореографы, ветераны балета, участники танцевальных коллективов, многочисленные представители СМИ, студенческая молодежь, школьники столицы, иностранцы, гости из Москвы, Парижа, Токио, Торонто, родные и близкие артистов, поклонники и почитатели. Премьера этнобалета состоялась 10 ноября 2017 г. и была посвящена двум юбилейным датам: 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и 25-летию работы коллектива в статусе театра.

В 2015 г. театр широко отмечал 115-летие Сергея Зверева-Кыыл Уола с показом спектакля олонхо «Куллустай Бэргэн» по республике, в городах Санкт-Петербург и Москва. В двух столицах со спектаклем познакомились многочисленные зрители, выдающиеся деятели искусств России среди которых на одном из Круглых столов в Санкт-Петербурге кандидат искусствоведения, профессор Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой Ольга Розанова пожелала театру пригласить на постановку нового произведения талантливого и самого востребованного хореографа современности Георгия Ковтуна. Так, с её легкой подачи директор театра Александр Алексеев провел колоссальную работу по объединению интернациональной постановочной группы нового этнобалета.

«Родители» этнобалета — композитор, председатель Правления Союза композиторов России, народный артист РФ и Республики Татарстан  Рашид Калимуллин (Москва), автор либретто и хореограф-постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Республики Татарстан Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), художник – постановщик Олег Молчанов (Санкт-Петербург), хормейстер – музыкальный руководитель театра рок-оперы имени Евгения Лапейко, лауреат международных, Всеукраинских вокально-хоровых конкурсов Светлана Смирнова (Одесса, Украина), аранжировщик музыки Ян Сырбу (Одесса, Украина), музыкальный руководитель – заслуженный деятель искусств РС(Я) Николай Петров.

Чтобы предоставить полноценный материал постановщикам художественный руководитель театра Светлана Бессонова обратилась к одному из ведущих историков-тюркологов доктору исторических наук, профессору Анатолию Игнатьевичу Гоголеву, который  любезно согласился и предоставил научные труды на эту тему.  На этой основе Георгий Ковтун разработал либретто – рассказ об истории народа сквозь призму любви Юноши и Девушки, поставив на первый план тему, на которой зиждется вся мировая классика. В музыке балета композитор Рашид Калимуллин, по его мнению, «не использовал прямого, «глубокого» цитирования якутских мелодий, а работал с собственными темами, опосредованно впитавшими красоту национального мелоса этого удивительного края – для меня было важно, чтобы в этом сочинении превалировало именно авторское начало». Сценография и эскизы костюмов принадлежат известному петербургскому художнику Олегу Молчанову перу, которого принадлежат сценическое оформление предыдущих спектаклей театра как этнобалет «Куллустай Бэргэн», «Манчаары», «Эрбэхчэй и Сааскылаана». За время работы главным художником в нашем театре Олег Молчанов открыл для себя богатый преданиями, легендами, сказками фольклор якутского народа. Он в основу фабулы этнобалета «Дети Белого Солнца» вместе с постановщиками положил легенду, согласно которой начало рода Ашина ведет к возникновению целой ветви алтайских тюрков, мистическим образом обязанных своим происхождением волчице. Олег Молчанов создал великолепную, универсальную  сценографию с передвижными скалами. Артисты сами двигают их картину за картиной, таким образом для зрителя каждый раз создается впечатление разных земель (то стойбище, то мир Хара Хаана, то река Лена, то Ленские столбы).

Полтора месяца упорного труда ушло, чтоб артистам пройти все сцены по нескольку раз, войти в свою лучшую форму, проверить на дыхание, отточить актерское мастерство, а балетмейстерам Людмиле Антипиной, Долаане Федотовой, Юрию Федорову ввести новых исполнителей, отрепетировать, отшлифовать, довести до «автоматизма», отработать все нюансы по смене картин, световой палитры и наконец, настроить всех на большую работу и впитать дух прошлых веков. Двухактный этнобалет – фантастически сложный спектакль по технике исполнения, богат на трюки, на высокие верхние и нижние силовые  поддержки. Георгий Ковтун многогранный постановщик, включил в этнобалет многочисленные элементы акробатики и цирка. На сцене все двигаются, танцуют, запевают осуохай, поют народные мелодии и трагические песнопения. Для придания универсальности этнобалета Георгий Ковтун использовал в картине «Праздник на стойбище» скороговорки в исполнении женского состава. Удачно влились в танцевальный состав и артисты оркестра, они стали артистами кардебалета, усиливая эмоциональное восприятие и массовость общих сцен. 70 участников среди которых и воспитанники образцового детского танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии»  показывают картину за картиной историю наших предков – древних тюрков, вражду между  Черным  племенем Хара Хаана и рода Волчицы, любовь Айыы Куо и Тимир Уола, трагическую гибель вожака Таастимира, Мир Хара Хаана, в котором оказались в плену Старик Торсын, Удаганка, Айыы Куо и дети Волчицы и их побег, великое переселение народа на Среднюю Лену, знакомство радушным северным народом и новую жизнь на благодатной земле. Все эти события покровительствует Бог Солнца с божествами Верхнего мира. За стойкость, а мужество, за верность, за терпение, за победу Бог Солнца  в финале этнобалета открывает недра Земли и дарит новому народу несметные богатства северной земли.

Удачное начало этнобалета, как открывается занавес, зрители уходят на несколько столетий назад. На Ленских столбах сидят Божества Верхнего мира и достойно играют на архаичных инструментах кыл, рассказывая историю наших прародителей… Божества Верхнего мира – ансамбль «КЫЛ САХа»: отличник культуры РС(Я) Анна Томская, заслуженный артист РС(Я) Афанасий Томский, отличники культуры РС(Я) Анюта Иванова, Афанасий Фёдоров, Вера Григорьева, Зоя Васильева, Дмитрий Винокуров, солист Руслан Габышев (мастер-изготовитель музыкальных инструментов).

Балетный состав был просто великолепен: Николай Павлов – Бог Солнца, Саскылана Аржакова – Мать Волчица,   Сергей Алексеев – Вождь рода Таастимир, Василий Эверстов – Тимир Уол, Виолетта Ноговицына – Айыы Куо, Альберт Никитин – Черный Шаман Хара Хаан, Эдуард Жирков – Хара Суор, Дмитрий Артемьев – Алгысчыт, Владислав Попов –   Старик Торсын, Долаана Федотова – Шаманка, Тимир Уол в детстве – Виталий Крыжановский,  Шуты Хара Хаана – Семен Кузьмин и Василий Колосов, Лошадь – Алексей Максимов и Семен Дьяконов.

После этнобалета со сцены с закрытием 39-го театрального сезона коллектив чествовали доктор социологических наук Арктического государственного института культуры и искусств Ульяна Алексеевна Винокурова, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Ангелина Григорьевна Лукина, председатель Союза театральных деятелей РС(Я), заслуженный артист РС(Я) Айаал Александрович Аммосов, менеджер по работе с общественностью театра танца Айтал Кириллович Алексеев.

Ульяна Винокурова: «Мы в восторге! Мы сегодня были свидетелями рождения нового спектакля – всетюркского, российского и масштаба международного. Глядя на этот спектакль, мне припомнилось многое. Я была у истоков нашей великой Лены именно на тех местах, где наша река называется по-бурятски Зулхен бурят – тонюсенькая, нежная как девушка и там стоит скала. Называется  Адьарай, чисто по-якутски. И сегодня мы увидели эти образы. Именно с этих мест происходит наш герб всадник с конем победителя, идущего на дружбу.  Мы сегодня видели как в этом спектакле ценой потерь, ценой мечты, ценой веры в свои поклонения высоким божествам, ценой любви достигнут мир и согласие и рожден на берегах  великой Лены наш любимый, наш родной якутский народ. Сегодня видели рождение национального, настоящего этнобалета,  это оказывается сочетание как бриллиант грани которой состоят из того что за это время вплоть до нашего возрождения выкристаллизовывались, это этноспорт. Мы видели, как танцуют хапсагай, мы видели, как поют тойук, как кыл кылыһах, как наши национальные инструменты использованы в этнобалете органично. Мы также видели в этом спектакле якутский фольклор, якутский голос и якутскую речь – это все на уровне тюркской  нашей общей культуры создало то неповторимое действие, которое многогранно, хочется еще раз смотреть и смотреть, вчитываться, восторгаться и воздать хвалу постановщикам этого великолепного этнобалета «Дети Белого Солнца», который достоин международного признания. Этот спектакль еще раз хочу повторить создал новый театр, настоящий этнобалет и этот театр возглавляется уже много лет Александром Ивановичем Алексеевым».

Ангелина Лукина: Уважаемые зрители, уважаемые артисты и работники Национального театра танца! Этнобалет затрагивает самый волнующий вопрос для якутского народа – откуда мы родом? Кто мы якуты? Даже наука, как говорится, до конца не может ответить на этот вопрос. А искусство сегодня показало, откуда мы и какие у нас истоки. Уникальность заключается и в том, что создатели интернациональный коллектив из Республики Татарстана, Санкт-Петербурга, Украины высокопрофессиональные специалисты вложили очень большую энергетику в этнобалет. Уникальность состоит в том, что наши молодые исполнители и заслуженные артисты сегодня показали настолько глубокие и сильные образы. Мы видели энергетику этих танцев на стыке тюркских народов, северных народов. Мне бы хотелось, чтоб этот спектакль был увековечен и чтоб обязательно его засняли в кино, потому что это действительно историческое культурное событие. Вы знаете, что в нашем театральном искусстве, в наших театрах нет спектаклей, которые отражают историческую судьбу нашего народа, а их должно быть много. И вот поэтому за смелость,  за храбрость и за неуемную энергетику удивительных танцев и всего содержания этого исторического этнобалета, низкий Вам поклон Александр Иванович, Светлана Прокопьевна и всему коллективу театра танца, которые за последних 3 года столько специалистов мирового, российского уровня привлекли для постановки шедевров, чтобы подарить якутскому народу».

Айаал Аммосов: Год театра. Все театральные коллективы Якутии нынче представляют свое искусство по всей России, начиная с Охотского моря, заканчивая Балтийским. Буквально вчера Саха театр прибыл с гастролей из Санкт-Петербурга.  В этом году мы отмечали Х юбилейный республиканский театральный фестиваль «Желанный берег-2019». И на этом фестивале одну из самых крутых номинаций по результатам онлайн голосования «Признание зрителей», проводимого с нашим партнером ЯСИА выиграл этнобалет «Дети Белого Солнца» Национального театра танца.  Разрешите вручить Диплом  с пожеланиями коллегам дальнейших успехов в творческой деятельности, добра и счастья».

Айтал Алексеев: Большое спасибо, что Вы посетили наш этнобалет. У нас сегодня праздник, полный зал. В связи с победой в номинации «Признание зрителей» Иркутская нефтяная компания награждает наш коллектив Сертификатом на сумму 300 000 рублей с пожеланиями новых постановок, новых костюмов, больших гастролей, признания и почитания зрителей».

Вчера мне удалось поговорить с несколькими зрителями и вот, какие отзывы получила:

Елена Аммосова журналист, общественник, PRLetoyakutia: «Мы с мамой сегодня получили невероятное удовольствие! Настоящий праздник! Этнобалет «Дети Белого Солнца» объединил маститых деятелей российского и мирового искусства. Конечно, итог получился потрясающим. На мой взгляд, это самая лучшая постановка Национального театра цтанца. В основу спектакля легла легенда о прародителях тюрков, прибывших в далекий холодный Север. По сути, это спектакль о наших исторических корнях, о наших истоках. О народе Саха. История рассказывается через  любовь Юноши и Девушки. Потрясающе было все! Постановка, музыкальное сопровождение и шикарные декорации – красота неописуемая! Мне показалось, что постановка все-таки была на стыке современной и традиционной. Смотрелось очень гармонично. Фантастическая техника танцев, трехметровые прыжки необычайной легкости – у артистов балета просто – космическая энергия! Спасибо Национальному театру танца за красоту, за искусство, за труд!

Екатерина Суржанинова, художник, фрилансер: Первый раз ходила на этнобалет «Дети белого солнца» в 2018 году и осталась в глубоком впечатлении. Хотелось еще раз это увидеть. И спустя год театр танца нас порадовал. Этот спектакль поэтично рассказывает историю происхождения народа Саха. В сопровождении красивой музыки, артисты  донесли до зрителей какие радости и тяготы перенесли наши предки в мире, где главным была любовь. Мир и согласие хотел у них отнять соседнее племя. Но остались верны своему народу, они отстояли свое право на существование, найдя новый дом на берегах Лены. Я же пришла на этнобалет вновь окунуться в эту атмосферу и абстрагироваться немного от города, чтобы представить, чем жили наши предки много веков назад. За эту возможность спешу выразить благодарность всему коллективу Национального театра танца и пожелать им дальнейших успехов. Было бы здорово, если бы этот спектакль показали и за пределами республики.

Аннализа Попова, художник-дизайнер, студентка:Сходила на замечательный спектакль «Дети Белого Солнца». Смотрела на одном дыхании. С самого начала действия на глазах появились слезы от восторга! Такая интересная красивая история наших предков, очень талантливые актёры и великолепная режиссерская работа. Этот спектакль должны видеть все! Желаю этнобалету долголетие и признание по всему миру. Надо его вывозить в Казань, Москву, Санкт-Петербург и за границу. Спасибо за подаренные впечатления!».

Этнобалет получился очень ярким, динамичным, красивым, трогательным, фееричным, живописным, настоящим, фееричным, смотрится на одном дыхании. Зал во время спектакля много раз «взрывался» аплодисментами, криками «Браво». На такой высокой ноте, с хорошим настроением завершает 39-й театральный сезон Национальный театр танца и выражает благодарность своим зрителям, поклонникам, почитателям и покровителям.

 

Вера Черноградская, Национальный театр танца