Ангелина Лукина : театр и традиционная культура в современном мире

Ангелина Лукина : театр и традиционная культура в современном мире

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТРА ТАНЦА РС(Я) ИМ. С.А. ЗВЕРЕВА

2019 год – Год театра в Российской Федерации.  Театр –  удивительный мир мыслей, идей, образов, поисков, традиций, новаций, экспериментов.  Творчество личностей, коллектива, единомышленников – стержень театра.

Поздравляем театры нашей республики с Годом театра, благодарим всех тех, кто способствует развитию театрального искусства за их бескорыстный, самоотверженный труд. Пожелаем театрам благодарных, понимающих, поддерживающих зрителей, которые являются неотъемлемой частью    творческого процесса.

В каждом театре есть свои зрители, поклонники, почитатели, наставники, покровители, консультанты, чья поддержка, помощь и мнение бесценно. Для нашего театра одним из таких людей является Ангелина Григорьевна Лукина – доктор искусствоведения, профессор Арктического государственного института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры РС(Я). В эти дни я встретилась с ней и вот о чем мы поговорили:

Вера Черноградская: Что для вас театр и традиционная культура в современном мире?

Ангелина Лукина: Как бы громко ни звучало, театр — это священнодействие во имя Человека. Миссия театра – отражение души человека, проникновение в тайну его души, где формируется многосложный мир чувств, переживаний, эмоций. Театр является своеобразным способом мышления, художественным отражением многогранных явлений жизни. Театр — это идеи, мысли, размышление о прошлом и будущем.  Театр облагораживает, спасает, обнадеживает, духовно обогащает человека, дарит зрителю бесценное, уникальное живое общение, которое не может заменить никакие современные   технологии.

В современном мире сохранение культурного наследия народов является одним из приоритетных задач. Сохранение культурно – духовного наследия как действенного механизма необходимо не только для поддержания духовного статуса народов, но и является обязательным условием для дальнейшего развития народов. Вектор развития традиционной культуры и искусства в современном мире должен быть четко обозначен. Традиционная культура является одним из основных факторов национального самосознания.  Через восстановление, возрождение, развитие и адаптацию традиционной культуры происходит «встраивание» и взаимодействие глубинной системы народных знаний, традиционных духовных ценностей в современный мир.  Традиционная культура это динамично возрождающийся, обновляющийся феномен культуры.  Сохранение и развитие традиционной культуры должно произойти по многим параметрам и направлениям. Одним из путей решения проблем сохранения и адаптации традиционной культуры и культурного фонда в целом является профессиональный театр. Деятельность театра впрямую связана с сохранением и трансляцией культурного наследия народов, формированием духовно – нравственных ценностей и идеалов, сохранением этнокультурной идентичности, популяризацией культурного наследия народов.

Вера Черноградская: Как и когда начался Ваш путь в хореографию?

Ангелина Лукина: В 1975 году меня как молодого специалиста, выпускницу Московского государственного института приняли на работу преподавателем в отделение хореографии культурно- просветительного училища. Тогда училище было единственным учебным заведением в республике с богатой историей подготовки кадров культуры и искусства в нашей республике. Можно сказать, практически весь свет якутских деятелей культуры и искусства, начиная с 40-х годов до 90-х гг. учились в этом легендарном учебном заведении. Выпускники успешно работали в учреждениях культуры и искусства в разных уголках нашей республики. В 1977 году меня назначили заведующей отделением хореографии училища.  Я как педагог прошла великолепную школу, работая вместе с талантливыми руководителями Г.П. Винокуровой, Г.Г. Сафроновым, первыми балеринами А.В. Посельской, О.Т. Егоровой, известным педагогом народного танца Г.Т. Марковым, С.К. Хазраткуловым. В 1976 году я поставила эвенский танец «Встреча солнца» студентам училища и участникам известного ансамбля танца «Сарыал» г. Якутска.  Идею постановки подсказал мой муж засл. деятель искусств РС(Я) Иван Бурцев. Танец стал лауреатом I-й степени I-го Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности   в Магадане и Москве. Участники ансамбля имели честь выступить на заключительном концерте лауреатов на сцене Кремлевского Дворца Съезда.

Вера Черноградская: Когда Вы в первый раз познакомились с Государственным ансамблем танца Якутии?

Ангелина Лукина: По воле судьбы мне как исследователю традиционной танцевальной культуры, этнохореографу, педагогу, балетмейстеру суждено было на протяжении всей своей жизни сотрудничать с Государственным ансамблем танца РС(Я), Национальным театром танца с 1979 года. Так сложилось, что 45 лет моей педагогической, научной, творческой деятельности были связаны с сохранением и развитием танцевальной культуры коренных народов, живущих в нашей республике. Мне в 1980 году посчастливилось принять непосредственное участие в формировании и становлении Государственного ансамбля танца РС(Я), участвовать в творческой деятельности Национального театра танца.  В Год театра хотелось бы поблагодарить руководство и коллектив Национального театра танца за многолетнее творческое сотрудничество, высокую культуру взаимоотношений, предоставление возможности участвовать в творческом процессе. В 1977 году меня как хореографа пригласили в Ленинградскую творческую мастерскую эстрадного искусства в Ленинград. В 1979 году мое занятие по народному танцу посетили известные деятели культуры и искусства республики В.А. Босиков, главный балетмейстер А.А. Попов с целью выявления талантливой молодежи для вновь создаваемого Государственного ансамбля танца Якутии при Якутской государственной филармонии.   Пройдя жесткий конкурс, где участвовали сотни молодых людей из всех уголков республики наши студенты стали учащимися Ленинградской творческой мастерской эстрадного искусства г. Ленинграда.  Наши выпускники Светлана Бессонова, Галина Горохова, Лена Аркадьева (Пестерева), Екатерина Алексеева, Дмитрий Харлампьев, Людмила Голубь (Аммосова) как дипломированные хореографы стали ядром и   первыми артистами Государственного ансамбля танца Якутии. В последующие годы многие мои выпускники из колледжа культуры и искусств, и Арктического государственного института культуры и искусств пополняли труппу.  Ведущими артистами стали Владимир Соловьев, Василий Друзьянов, Семен Иванов, Нюргун Попов, Ольга Скобелева и Наталия Иевлева из ансамбля «Сарыал», Зоя и Афанасий Соловьевы, Лена Ким, Таисия Бандерова, Семен Дьяконов, Сергей Алексеев, Аввакум Алексеев, Дьулустан Андреев и многие другие.

 

Создание профессионального ансамбля танца Якутии в 1980 году стало долгожданным культурным событием не только в республике, но и в стране. Якутские зрители восторженно приняли первое творческое крещение коллектива. На бескрайних просторах Севера – Востока Сибири впервые появился профессиональный творческий коллектив, тогда как в большинстве союзных и автономных республиках профессиональные ансамбли появились в 30-40-50-х годах XX века. Первая концертная программа была подготовлена во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства г. Ленинграде, где учились первые артисты ансамбля танца. В создании первой программы ансамбля танца Якутии свою лепту внесли известный этнохореограф и исследователь танцевальной культуры Северо – Востока Сибири М.Я. Жорницкая, первый художественный руководитель, основатель ансамбля танца Якутии балетмейстер Г.С. Баишев, известный отечественный балетмейстер А. Полубенцев, хореограф – постановщик А.Г. Лукина, хореограф Р.П. Макарова.  Для премьеры ансамбля танца я поставила эвенский танец «Встреча солнца» и приветственный «Танец с чоронами». В репертуаре ансамбля и театра танца   на долгие годы прикрепился «Встреча солнца», который вошел в золотой фонд театра. Первый концерт ансамбля   состоялся в Якутске 30 октября 1980 г. концертной программой «Сияние Севера».

В 1992 г. Указом президента М.Е. Николаева Государственный ансамбль танца Якутии преобразован в Национальный театр танца РС(Я). Создание театра был одним из инициатив первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева, направленная на развитие культуры и искусства.  Директором был утвержден Александр Иванович Алексеев, который по сей день руководит творческим коллективом. Театр решает более сложные цель и задачи, предусматривает создание высокохудожественных сценических произведений, сохраняет культурные традиции в форме современных сценических произведений, бережно интерпретирует фольклорное наследие народов Якутии.    Статус профессионального театра ставит приоритетную задачу создания высокохудожественных, крупномасштабных хореографических произведений на основе богатого фольклорного наследия народов, живущих в Якутии, развернутые концертные программы, включающие образцы мирового танцевального искусства. Репертуар театра должен отразить весь богатый спектр творческого наследия   коренных якутов, малочисленных народов Севера, русских старожилов Якутии и других народов, чьей родиной стал Северный край.  Поменялась не только репертуарная политика, связанная с воплощением и созданием крупномасштабных национальных спектаклей, но и все параметры организационной и производственной деятельности театра. Нужно было создать содержательный репертуар, отражающий всю палитру, не только хореографического искусства, но и   музыкального, песенного жанров народного творчества.

В 1993 году впервые при театре танца был создан оркестр национальных инструментов. С созданием оркестра появилась возможность осуществлять постановки крупномасштабных музыкальных, хореографических произведений на музыку якутских композиторов.   Создание оркестра национальных инструментов-  новый шаг на пути развития национальной музыкальной культуры. Оркестр стал творческой лабораторией Союза композиторов Якутии и России.  В 2017 по указу Главы РС(Я) уникальный цех по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса стал структурным подразделением Национального театра танца.   Это означает то, что изготовление и реставрирование национальных инструментов осуществится на профессиональном уровне с привлечением специалистов и мастеров из Москвы, Санкт –  Петербурга и других стран мира. Театр танца многие годы укрепляет имидж республики на самых престижных сценах многих стран мира.   Активизировалась гастрольная деятельность театра танца, он является участником и лауреатом крупнейших международных фольклорных фестивалей в Англии, Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии, Польше, Южной Корее, США, Канаде, Турции и других странах мира. Театр танца с успехом выступил на престижных сценах   многих российских регионов и городов, пропагандируя музыкально – хореографическое искусство народов Арктики. Успешные выступления Национального театра танца в Концертном зале им. А.К. Глазунова Санкт – Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского – Корсакова, на сцене Российского академического молодежного театра, Эрмитажного театра освещены в прессе.

Усилия коллектива театра танца и его руководителя А.И. Алексеева по продвижению театра оценены серебряной медалью Международных фольклорных фестивалей, грамотой Санкт – Петербургской консерватории, мемориального музея Анны Ахматовой, Петербургского музея В. Набокова, республиканскими премиями и Благодарностью Президента РС(Я).

Директор театра Александр Иванович    сформировал балетную труппу, оркестр национальных инструментов, цех по пошиву костюмов. В театре за 26 лет создан богатый репертуар, совершенствуется кадровый потенциал. Были осуществлены крупномасштабные произведения в постановке художественного руководителя Г.С. Баишева, «Уруу» («Земное родство»), «Атыыр мунха» («Большая рыбалка»), «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа»), «Ярхадана», «Оһуор Туос» («Берестяночка») и др.  В 2015 г. балетмейстером Юрием Федоровым был поставлен этнобалет «Куллустай Бэргэн» (2015). В 2016 г. – спектакль «Манчаары» в постановке Геннадия Баишева и Долааны Федотовой.

Вера Черноградская: Я знаю, Вы один из авторов первой Концепции развития Национального театра танца?

Ангелина Лукина: Да, так оно и есть. Творческая, организационная деятельность любого театра нуждается в научном обосновании, методическом подспорье.  Научный подход всегда углубляет творческие поиски, выявляет тенденции, определяет перспективы развития.      Так 1993 году совместно с известным исследователем традиционной культуры кандидатом филологических наук Агафьей Еремеевной Захаровой мы написали первую Концепцию развития Национального театра танца.  Первая Концепция способствовала осуществлять реализацию национального репертуара, основанного на фольклоре народов Якутии. В 90-е годы были созданы крупномасштабные хореографические произведения, основанные на местном фольклоре.

Указом Президента РС (Я) от 17 декабря 2005 г. театру было присвоено имя заслуженного основоположника якутской сценической танцевальной культуры, народного певца и сказителя Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола.  Театр танца пропагандирует творчество уникального человека, знатока и носителя традиционной культуры якутов, поэта, импровизатора, запевалы, автора – постановщика якутских сценических танцев Кыыл Уола.  В изучении танцевального наследия и творчества театр танца опирается на мои научные монографии, книги с записями танцев С.А. Зверева, которые были записаны мною от первых участников ансамбля танца, созданного С.А. Зверевым, научные статьи, опубликованные в научных журналах, сборниках, учебно–методических пособиях и тд.  Мною опубликованы четыре книги с записями и анализом авторских танцев С.А. Кыыд- Уола. Это «Алгыс. Танцы С.А. Зверева» в соавторстве (1992), «Танцы саха» (1995), научные монографии «Традиционная танцевальная культура якутов» (1998), «Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика» (2005) в Новосибирском издательстве «Наука» СО РАН, где есть разделы о танцевальном наследии С.А. Зверева – Кыыл Уола.

В последние годы театр танца вводит в свое творчество научное изучение традиционных танцев.  Изучение и использование научных материалов в творческой работе — это перспективное направление в деятельности любого театра. Сотрудничество искусства и науки, междисциплинарный подход в деятельности театра углубляет и обогащает содержание сценических произведений, расширяет возможности поиска выразительных средств. Научные труды по этнографии, истории, искусствоведению, музыковедению, сценографии, костюму являются научным подспорьем для создания сценических интерпретаций традиционной культуры народов.

В 2015 году Национальный театр танца совместно с кафедрой народной художественной культуры Арктического государственного института культуры создали научно – творческую лабораторию.  Цель научно – творческой лаборатории – создание научно – методической базы изучения традиционной хореографии коренных народов Якутии.  Развитие театра танца предполагает публикации научных статей о музыкальных и хореографических произведениях, исполнительском мастерстве артистов, анализ сценических произведений, созданных коллективом театра с точки зрения современных тенденций развития театрального искусства. По инициативе научно – творческой лаборатории проводятся научно – практические конференции по проблемам народной хореографии, музыкального искусства, семинары. В последние годы руководители и артисты активно участвуют в научно – практических конференциях, осмысливая свое творчество.  Изучение культурного наследия обеспечивает преемственность традиций в области искусства. Вторая Концепция театра была разработана кандидатом искусствоведения, известным музыковедом Г.Г. Алексеевой.

Вера Черноградская: Вы и над созданием третьей Концепции развития театра поработали. Расскажите о ней.

Ангелина Лукина: В 2018 году разработала «Концепцию развития Национального театра танца Республики Саха (Якутии) имени С.А. Зверева – Кыыл Уола на 2018 – 2028 гг.».  Это уже третья Концепция Театра танца. Долгосрочная Концепция развития Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева – Кыыл Уола востребована временем и отражает сегодняшние реалии. Цель – сохранение и развитие музыкального и танцевального наследия коренных народов Якутии.  В Концепции определены основные задачи развития театра, заложен комплекс программ и мероприятий по развитию музыкальной и   танцевальной культуры. В Концепции включены разделы: творческая деятельность театра, сохранение музыкального, танцевального, песенного наследия народов РС(Я), кадровое обеспечение и повышение квалификации, формирование национального репертуара, преемственность традиций, научно – исследовательская работа, гастрольная деятельность, школа – студия танца, танцевальное наследие С.А. Зверева – Кыыл – Уола, интернет – ресурсы, доступность театра для населения, порядок реализации Концепции, ожидаемые результаты.

В 2018 году театр танца совместно с Арктическим государственным институтом культуры и искусства провел Всероссийскую научно – практическую конференцию «Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в современном театре», где были обсуждены проблемы изучения, сохранения и адаптации музыкальной и танцевальной культуры народов Севера, развития театрального искусства Якутии. На конференции обсудили «Концепцию развития Национального театра танца Республики Сахаимени С.А. Зверева – Кыыл Уола» и «Концепцию возрождения, сохранения, развития якутского струнного смычкового инструмента кыл на 2018- 2030 гг».

Вера Черноградская: В Год театра в России мы представили своим любимым зрителям 2 июня на сцене театра оперы и балета этнобалет «Дети Белого Солнца».

Ангелина Лукина: Я была на премьере этнобалета «Дети Белого Солнца» на музыку народного артиста РФ, члена Правления Союза композиторов РФ Рашида Калимуллина, в постановке известного в стране и за рубежом режиссера и постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Георгия Ковтуна. Постановка этого балета стала событием в культурной жизни не только Якутии, но и страны в целом, благодаря оригинальной сценической хореографической интерпретации темы, посвященной исторической судьбе самых северных тюрков, которая до сих пор остается неразгаданной загадкой и мало изученной не только в искусстве, но и в науке. До сих пор одной из самых известных научных теорий, имеющей солидную научную доказательную базу остается теория южного происхождения якутов, которая нашла убедительное подтверждение в языке, религиозных и мировоззренческих представлениях, археологических материалах, в устном народном творчестве и фольклоре, обрядовом комплексе, декоративно – прикладном искусстве и тд.    Другие теории все же остаются гипотезами, хотя и заманчивыми. Этнобалет «Дети Белого Солнца» – знаковый спектакль, который создан интернациональным коллективом. В первую очередь потому, что идея и сюжет спектакля отражает самый драматичный период в истории народа саха, его прибытие на территорию современной Якутии.  Ранний период жизни саха – значимый срез истории народа, до сих пор не получил полноценное отражение в современных сценических произведениях театров.  Большинство якутских спектаклей в основном отражают период с XVII по XX вв. В этом плане «Дети Белого Солнца» как первый крупномасштабный спектакль является удачной и оригинальной сценической интерпретацией, волнующей не только якутов. Спектакль – это новаторское авторское видение художников. В данном спектакле главная идея – борьба за жизнь, сохранение рода, вера в будущее.  Этнобалет «Дети Белого Солнца» опирается на ключевые идеи якутского героического эпоса. Идеи и образы – стержень произведения.  Артисты оркестра не только на высоком художественном уровне сыграли удивительную музыку, но и органично влились в актерский состав, создавая зримые образы якутских божеств. Молодой коллектив театра восхитил зрителей исполнительским мастерством, целостностью и глубиной образов.  Артисты балета блестяще справились с высокими техническими трудностями танцевальной лексики, которые ставил перед ними балетмейстер. Якутский традиционный танец осуохай стал одним из ведущих лейтмотивов спектакля, отражая вечный круг жизни, нескончаемое продолжение жизни и процветание народа. 2 июня с.г. в театре оперы и балета прошел с большим успехом третий показ этнобалета «Дети Белого Солнца».  Научным консультантом спектакля был выдающийся якутский ученый, доктор исторических наук Анатолий Игнатьевич Гоголев. Мне как автору научной монографии «Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика» приятны слова Георгия Ковтуна о том, что он в создании спектакля опирался на   материалы моей книги, собранные в течение многих лет жизни и   практически полностью использовал их в своей постановке. Потом я увидела свою монографию, в которой многие листы были отмечены балетмейстером. Видимо это и есть связь искусства и науки…

Хотелось бы, чтобы зрители еще и еще раз посмотрели неповторимый, уникальный этнобалет «Дети Белого Солнца», ощутили дыхание предков, набрались сил, приобщаясь к мощной энергетике народных танцев, исполняемых молодыми артистами театра танца.   Чтобы зрители воочию увидели оригинальную хореографию Георгия Ковтуна, услышали удивительную музыку композитора Рашида Калимуллина, особую, архаичную этномузыку и пение, аутентичные звуки потрясающего ансамбля «КЫЛ САХа».

Не зря Национальный театр танца РС(Я) им. С.А. Зверева – Кыыл Уола в этом году стал победителем в номинации «Признание зрителей» на X-м республиканском театральном фестивале «Желанный берег-2019».  Дорогих коллег поздравляю с успешным завершением 39-го театрального сезона, желаю успехов в профессии и счастья в личной жизни».

Вера Черноградская: Спасибо большое, Ангелина Григорьевна за содержательный рассказ, спасибо за совместную творческую работу, спасибо за воспитанников. Вы счастливый человек, 45 лет творите, созидаете, обучаете, создаете и находитесь в «плену» у прекрасного вида искусства – ТАНЕЦ, желаю Вам дальнейших успехов в профессиональной деятельности, талантливых и востребованных студентов, крепкого здоровья, благополучия, добра и исполнения желаний!